Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Томская филармония показала новый инструмент для подготовки артистов к концертам

Новый рояль, который никогда не увидят, но обязательно будут чувствовать зрители, установлен в репетитории Большого концертного зала Томской филармонии. Кабинетный рояль корейской компании «Самик» (Samick) стоимостью более миллиона рублей стал первой за последние 35 лет покупкой филармонии инструментов для закулисья.

Сюрприз для Дениса Мацуева

Музыкальные инструменты для профессиональных артистов отличаются от ученических качеством звука, соответственно, и стоят существенно дороже обычных. Так, новый репетиционный рояль обошелся филармонии в 1 млн 200 тысяч российских рублей. Важно, что инструмент учреждение купило за счет собственных внебюджетных средств.

– Необходимость обновления инструментов в гримерках, репетиториях возникла давно, – говорит Наталия Чабовская, директор Томской областной государственной филармонии. – И мы счастливы, что у нас появилась возможность купить новый, современный рояль надежного производителя.

Компания Samick была основана в 1958 году в Южной Корее, с 1970 года она выпускает рояли. В 1992 году Samick построил завод в Чилеунгси (Индонезия). На этом предприятии и производится большинство инструментов. В настоящее время корпорация Samick Music считается одним из крупнейших и наиболее опытных производителей музыкальных инструментов во всем мире.

– Новый рояль очень хорош в техническом отношении, – рассказывает Владимир Пестов, настройщик роялей Томской филармонии. – Дека и механика от немецкого производителя, струны Roslay, которые ставятся на все существующие рояли премиум-класса, такие как «Стенвей» (Steinway & Sons – всемирно известная американская компания – производитель фортепиано) и «Фациоли» (Fazioli Pianoforti – итальянский производитель элитных роялей). Этот рояль обладает объемным, глубоким и бархатным тембром, струны очень отзывчивые, за счет этого рояль очень красиво звучит в разных регистрах. Для вокалистов это идеальный вариант. Для репетиций пианистов перед концертами – тоже.

И если купленный по просьбе известного пианиста Дениса Мацуева в 2016 году на бюджетные деньги концертный рояль «Стенвей» поднимает престиж Томской филармонии, то новый репетиционный рояль «Самик» значительно повысит уровень подготовки артистов к выступлениям.

Разгрузка, сборка и первые аккорды

Вес нового репетиционного рояля – 290 килограммов, длина – 150 сантиметров. В остальном инструмент как настоящий концертный: дека – большая горизонтальная пластина на дне корпуса; механизм рояля, который заставляет молоточки ударять по струнам при нажатии клавиши (он называется механикой). Механика рояля включает в себя множество узлов и деталей – в общей сложности около 6 тыс. деталей из дерева, металла, кожи и войлока.

Пятеро сотрудников филармонии под контролем представителя поставщика перенесли новый рояль из кузова грузовика в нужный кабинет. Здесь его встретили артисты. Сразу после сборки инструмент опробовал пианист филармонии Павел Шинкевич. Очень символично, что в Год Рахманинова первым произведением, прозвучавшим на новом рояле, стал фрагмент из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром. Это самый известный концерт Рахманинова, в котором звучит тема роста человеческой личности, преодоления всех внешних и внутренних препятствий.

Спустя час для журналистов играла Светлана Чудакова. Между репетиционными выступлениями роялем занимался настройщик, чтобы инструмент зазвучал так, как это задумано производителем.

Настройка рояля – это процесс согласования звуков хроматического звукоряда между собой путем интервальной кварто-квинтовой темперации (либо терцово-секстовой). Суть процесса настройки интервалов состоит в слуховом контроле частоты биений между определенными гармониками двух тонов, образующих контролируемый интервал. Этот процесс требует высочайшей квалификации мастера.

Уникальный мастер

Настройщик роялей – очень редкая и крайне важная профессия. В Томской области таких специалистов пять. А, например, за три дня до выступления Дениса Мацуева в Томск прилетает его личный настройщик Владимир Спесивцев. Он готовит инструменты для репетиций и выступления маэстро. Другим приезжим пианистам рояли настраивает специалист Томской филармонии Владимир Пестов.

Владимир Александрович – гобоист Томского академического симфонического оркестра. По его ноте «ля» настраивается перед выступлением весь оркестр. Он же – высококлассный настройщик роялей, который обладает уникальным музыкальным слухом, необходимыми знаниями и умениями и бесконечной любовью к своему делу.

В Томской филармонии Владимир Пестов работает с момента окончания Томского музыкального училища (ныне – Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова. – Прим. ред.), а это уже более 30 лет, из них больше 25 лет он занимается настройкой роялей.

Томич Пестов входит в Ассоциацию фортепианных мастеров России и Союз европейских фортепианных мастеров «Европиано» (Europiano). Обучался у лучших российских и европейских фортепианных мастеров, включая Кристофа и Кнута Блютнеров, владельцев компании Bluthner (Германия), и итальянского мастера R. Baldassin фабрики Fazioli.

Наш мастер востребован не только в Томской области, однако, к сожалению, многим обращающимся приходится отказывать из-за недостатка времени. Только рояли Томской филармонии необходимо настраивать по 20–30 раз в месяц. Остальное время занимает восстановление инструментов из фондов школ искусств, ведущих концертных залов региона. Реконструкция роялей из частных коллекций томичей тоже требует времени.

В числе отреставрированных Владимиром Пестовым инструментов – рояль фирмы Schroder (Шредер), представляющий историческую ценность, такой же рояль император Николай II подарил свой родственнице, сделанный тем же самым мастером и примерно в то же самое время (плюс-минус 5–7 лет), рояли Backer № 6382 (установленный в ресторане «Марле Буа») и C. GOETZE (в медицинском университете), пианино Schwechten, а также фонола в Музее истории Томска. Возраст этих инструментов превышает 150 лет!

С четырех лет Владимир Пестов подбирал на фортепиано мелодии знакомых песен. Но долгое время не придавал особого значения своему слуху, считая, что он у всех такой. И только в консерватории окончательно убедился в уникальности своего слуха. Преподаватели консерватории назвали слух студента уникальным. А так как Владимира Пестова всегда интересовало устройство фортепиано, он с увлечением начал осваивать новую специальность – настройщика. Причем для него это не просто специальность, это – дело жизни, которое позволяет своим талантом служить обществу.

Пора обновления

Несмотря на то что Владимир Пестов может восстановить практически любой инструмент, рояль Томской филармонии марки «Красный Октябрь» – предшественник «Самика» – отправится на заслуженный отдых. По подсчетам старейших музыкантов организации, инструмент отработал здесь около 50 лет. Скорее всего, старый рояль станет экспонатом для фотозоны Томской филармонии.

– Это достаточно распространенный рояль, не представляющий никакой исторической ценности, – объяснил принятое решение Владимир Пестов. – К тому же у него есть проблемы с акустическим блоком и с самой механикой. Рояль на 90% непригоден к эксплуатации, он изношен. Я давно говорил, что его надо списывать. Возможность для этого у филармонии появилась сейчас, и я очень рад этому обстоятельству.

– Новое всегда лучше старого, – прокомментировал приобретение нового рояля пианист Павел Шинкевич. – Когда человек приобретает новое, он сам обновляется.

То же самое касается и всей организации. И, забегая вперед, скажем: на какое обновление вдохновит артистов это приобретение, томичи узнают уже совсем скоро – в новом концертном сезоне. А первой программой, подготовленной артистами Томской филармонии на этом рояле, станет «Музыка на траве», концерт пройдет уже в июле в Музейном дворике. Ну а первым гостем, которому будет предложен для репетиций кабинет с новым инструментом, станет известный пианист Денис Мацуев, солист концерта «Открытие 78-го концертного сезона», который состоится в сентябре в Большом концертном зале.

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ