Здесь люди и музыка становятся друзьями...

В БКЗ Томской филармонии в День памяти и скорби показали концерт-действие

Седьмая Шостаковича

Шостакович объединил прошлое и настоящее. Великую музыку и современные технологии. Путь от войны к Победе прошли тысячи томичей 22 июня благодаря музыке, редким кадрам хроники блокадного Ленинграда и свето-инсталляции. Концерт в таком формате стал первым за всю историю Томской филармонии.

Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича звучала в Томске неоднократно. В Ленинграде ее премьера состоялась в августе 1942 года. Прошло более 80 лет после первого исполнения шедевра мирового искусства, но и сегодня она вызывает почти такую же реакцию слушателей, как у тех, кто слышал ее впервые: слезы, восторг, волнение (иногда до сердечных спазмов), ощущение «мурашек», чувство единения и торжество света и Победы.

Музыку в исполнении Томского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Берендеева (Москва) усилили свето-инсталляции режиссера Дмитрия Масаидова (Москва). Световые эффекты, архивные фото и кинохроника из блокадного Ленинграда, генеративная графика и видеомэппинг – все это было частью концерта-действия.

Проект Томской филармонии и Регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области «Седьмая. Шостакович. Концерт-действие» объединил музыку, ставшую символом преодоления, поэзию военных лет с современными технологиями.

— «Ленинградская» симфония обладает необыкновенной силой воздействия. Каждый раз, когда я слушаю Седьмую симфонию Шостаковича, у меня внутри мурашки, — откровенно говорит директор Томской филармонии Наталия Чабовская, — особенно в первой части, когда звучит эпизод «фашистского нашествия». И я всегда вспоминаю в этот момент рассказ своего дедушки, который прошел всю войну, имел немало наград. Он рассказывал мне о невероятных психологических атаках фашистов. Когда они шли одной шеренгой. Идут под барабанную дробь. Ложатся. Потом следующие. А наши солдаты не знаю, что дальше будет. Они ждут: откроет враг по ним огонь или нет. И вот эта механическая сила, которую сложно остановить, воплощена в музыке Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Но с другой стороны, эта симфония дарит и надежду. Получается, что с музыкой мы проходим все ужасы войны и переживаний, она рождает в нас надежду на победу, и потом в конце дарит свет этой Победы!

…На концерт-действие люди шли семьями, шли в компании друзей, шли поодиночке. Шли, несмотря на дождь.

— Когда узнали, что симфонический оркестр будет исполнять «Ленинградскую» симфонию, сразу решили, что обязательно придем всей семьей. Сегодня такой день, когда надо быть вместе, — говорит коренная томичка Людмила, едва сдерживая слезы. – Весь день я была на связи со своими родными, знакомыми, друзьями, коллегами. В соцсетях передавали друг другу свечу памяти…

— Музыка Шостаковича пробуждает чувство патриотизма, — считает студентка Института искусств ТГУ Галина Лакуша. – Сегодня это важно. Я слышала раньше Седьмую симфонию Шостаковича. И всякий раз комок к горлу подкатывает. Поэтому и пришла – чтобы снова испытать сильные чувства.

Седьмую симфонию Галина слушала не одна, а с друзьями-однокурсниками. Молодых людей, конечно, прежде всего, привлек необычный формат: свет и звук, экран и оркестр стали главными движущими силами музыкального перформанса.

Все сошлось в этот вечер: трепетное и святое отношение к Дню памяти и скорби, желание увидеть необычное шоу и, конечно, желание услышать гениальную музыку ХХ века, которая получила мировую известность в год своего появления на свет. Ведущие концерта – Вера Тимофеева и Евгений Шевелев во вступительном слове погрузили зрителей в атмосферу блокадного Ленинграда, напомнили в каком контексте была написала эта музыка и почему важно ее слушать всегда.

— Для всех людей мира Седьмая симфония является олицетворением пути к победе, олицетворением силы духа. Она — одновременно и гимн, и реквием, — так объяснил свое желание исполнить это произведение дирижер Игорь Берендеев именно в День памяти и скорби. – Эта симфония — символ единства, символ преодоления и символ победы над страшным врагом.

Свою ответственность перед слушателями осознавал каждый из музыкантов. Каждый из них знал, что для исполнения она невероятно сложна. Кстати, световые пушки, которые создавали эффект погружения в военное время, когда «прожектора» светили в ночное ленинградское небо, создавал для исполнителей дополнительные трудности. Каждый оркестрант был максимально собран.

Вступительное слово ведущих, которые кому-то напомнили, а кого-то посвятили в историю создания легендарной «Ленинградской» симфонии, публика слушала с огромным вниманием. Стихи Ольги Берггольц получали дополнительные смыслы в созданной на сцене Большого концертного зала сценической атмосфере.

Но вот заговорила и музыка. Каждая музыкальная фраза была, как строчка в дневнике блокадника. Уникальность и гениальность Седьмой симфонии в том, что она действительно стала музыкальной хронологией блокады и обороны Ленинграда, да и всей Великой Отечественной. Это как же надо было верить в победу! Ведь создавалась симфония молодым композитором в самые трудные 1941-42 годы, когда никто не знал, сколько продлится война.

В момент самого напряженного эпизода, которую создавал мерные удары малого барабана (та самая сила «фашистского нашествия») по экрану полетели черные птицы, но за пределами экрана они становились белыми. Контраст и превращение траурной птицы в белые тени надежды и потом в птицы- духи вызывал буквально душевный озноб. И вдруг вырывалось пламя – высота его языков и яркость горения, как позже пояснил видесценограф проекта Дмитрий Масаидов, зависели от силы и высоты звука. Этот эффект создавала необычная и непривычная для томского зрителя генеративная графика.

«Грандиозное шоу», «офигенное испытание» — в таких терминах оценили концерт-действие владельцы «Пушкинских карт», которые в этот раз смотрели выступление оркестра по контрамаркам. Кстати, многие пришли впервые на концерт симфонической музыки.

— Я никогда такими тихими их не видела, — признается Юлия Владимировна Якимова, преподаватель Томского техникума социальных технологий. – Полтора часа, как на одном дыхании. Они были как зачарованные, боялись лишний раз пошевелиться. На классных часах я рассказывала о Седьмой симфонии Шостаковича. Про блокаду Ленинграда тоже. Но я старалась обходить тему смертей. А здесь они увидели этот дневник юной блокадницы. И эти кадры, конечно, впечатлили. И свет, и летящие белые птицы…

Концерт–действие «Седьмая. Шостакович» посмотрели не только томичи, но все желающие, кто присоединился к онлайн-трансляции.

… Из напряженного эмоционального состояния музыкантов Томского академического симфонического оркестра вывели оглушительные овации. Публика не отпускала музыкантов продолжительное время. До слез многих тронул эпизод, когда маленькая девочка подарила дирижеру Игорю Берендееву букет ромашек. Ромашки – символ любви, символ Победы и надежды.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА

Фото: Елена АСТАФЬЕВА, Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ