В сибирском туре Международного конкурса русских романсов «Романсиада-2022» приняли участие 57 исполнителей
Сотни оттенков любви, десятки вариантов признаний, страсти в клочья и нежность рекой, ревность и томление, прощение и мольба, покорность и строптивость, печаль и звенящая радость, удаль и цыганский разгул – и все это русский романс. Он жив. Он живет. Жизненность этого жанра, привитого к стволу русской культуры в конце XVIII века, подтверждает международный конкурс «Романсиада».
В двадцать первый раз Томск принимал у себя участников «Романсиады», и одиннадцатый раз Томская филармония выступила организатором конкурса. Первый этап творческого состязания вокалистов проходил в Органном зале с его великолепной акустикой, а гала-концерт в тысячном Большом концертном зале — на самой большой и престижной площадке региона.
К сожалению, в этот раз инициатор конкурса, его душа и «мама», а также бессменная ведущая гала-концертов – заслуженная артистка России Галина Сергеевна Преображенская не смогла приехать в Томск. Но и в видеообращении она вновь признавалась в любви к сибирскому городу, а за конкурсными выступлениями следила в онлайн-режиме.
В этом году 57 певцов, от 8 лет и старше, из Красноярского, Алтайского краев, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей в течение двух дней, 19-20 ноября, объяснились в любви и верности романсу.
Любовь – ключевое слово, как для самого жанра романса, так и для его исполнителей и слушателей. Любовь (мимолетная встреча, воспоминание о ней, разлука с предметом обожания, ожидание свидания или разрыв) двигает сюжет. Его кульминация – момент признания в чувствах. Поэтому романс проживают, а не исполняют.
Можно добивать темперамент в «Песню ямщика», можно спеть ее проникновенно лирически, но почему у этого молодца, готового мчать по холмам, «вожжи врозь», в 14 лет трудно догадаться. Поэтому в детской номинации выгоднее звучали те романсы и песни, которые ложились на возраст.
Ярче всех среди «надежд Романсиады» заявила о себе 10-летняя Ася Глазырина из села Первомайское Томской области. Вместе со своим педагогом Гузель Сабитовой, которая является и мамой артистки, она подготовила песню «Чудный май, желанный май» С. Цинцадзе на стихи М. Бараташвили (из фильма «Стрекоза»). Наполненная светом счастья и буквально звенящая радостью, эта жизнерадостная песенка заставила всех улыбаться и почувствовать себя в самом лучшем месте – в детстве. А чистый, звонкий голосок девочки, которая пела будто про себя: «там, где песня, там и я», делал ее похожей на лесную птаху. Чего стоит припев, похожий на птичье пение: «А-ба дели дели дели дела…»! Когда же она с легкостью взяла «Ля» верхней октавы, зал не сдержал рукоплесканий.
— Эта звездочка вышла, спела – и покорила всех членов жюри. Все сказали: «Вот оно, чудо!», — призналась после гала-концерта народная артистка России Людмила Травкина. – Матушка-природа наградила эту девочку таким богатством! Чистый голосок и чистая душа.
Но, как заметила бессменный член жюри сибирской романсиады, голос, этот дар божий, можно легко испортить. Поэтому огромная ответственность лежит на педагогах. «Ученики все берут от своих педагогов: и знания, и манеру исполнения. Ученик поет – а мы видим профессиональный уровень педагогов», — подчеркнула Людмила Травкина.
В основной номинации, где развернулось серьезное соперничество, силы красноярской и новосибирской школ оказались примерно равными. Красноярск покорял слушателей мужскими голосами – баритон Алдара Дампилова и тенор Кирилла Панкевича заслужили горячих аплодисментов слушателей и высоких оценок жюри. А Новосибирск удивлял и восхищал красотой девичьих станов и разными градациями сопрано. Мария Курганкина, обладательница драматического сопрано, окрасила классический романс «Медовый,
аметистовый…» в ироничные тона. Лирикой и нежностью пленила всех Валерия Тиунова, которая представляла одновременно два города Томск и Новосибирск.
— Когда я начала учить романс «Дайте крылья мне» Якова Пригожего на слова Евдокии Ростопчиной, я не совсем понимала, о чем он, — рассказала после конкурсного прослушивания Валерия. — Я думала одно, а педагог меня направил в другое русло. Сложность для меня заключалась в создании образа. Героиня романса – влюбленная девушка, которая мечтает оказаться рядом с любимым. Сначала она просит: «Дайте крылья мне, я пройду огонь и воду, но хочу увидеть его. А в третьей части уже требует «сладкую волю» и крылья. Потому что не может без него.
За Леру переживал и болел весь Томск, да и вся Томская филармония, которую сама конкурсантка называет родной. Ведь в Томске она родилась, училась в школе искусств № 1 им. А. Рубинштейна, затем в Томском музыкальном колледже и первые шаги в профессии делала на филармонической сцене. Поэтому ей было чуть легче на конкурсе. Сцена – родная, секреты акустики Органного зала знает. Держалась уверенно и спокойно. А волновалась лишь самую малость, потому что в зале сидели ее педагоги, и ей хотелось показать, чему она научилась за первый семестр в Новосибирской консерватории.
— Мне понравилась, как наша Лера спела «Дайте крылья мне». Этот романс тронул меня до слез, — признался Валерий Федорец, вокалист с большим стажем, в недавнем прошлом солист Томской филармонии. – Для Томска «Романсиада» важна и очень нужна. Я всегда прихожу на отборочные прослушивания, отслеживаю тенденции, узнаю новые имена вокалистов, за кем-то буду следить в будущем. Конкурс помогает держать руку на пульсе.
Многие рядовые слушатели приходят на отборочные конкурсные прослушивания, чтобы услышать как можно больше романсов. Каждый конкурс по какому-то неписанному правилу составляет свой рейтинг популярности. В этом году мужчины в основном предпочитали петь цыганские романсы или ямщицкие. На этом фоне отрадно отметить, что студент Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова Иван Чумак подготовил романс томского композитора К. Лакина на стихи Н. Рубцова «Деревенские ночи».
Женский выбор был разнообразнее, акцент был сделан на объяснения в любви высоким слогом классического романса на стихи Пушкина, Лермонтова, А. Толстого. В номинации «Романсиада без границ» обратила на себя внимание Надежда Комарова из Красноярска, исполнившая во втором туре попурри романсов из фильма «Сестра его дворецкого». Ее сильный, с богатыми обертонами голос, яркая манера подачи, сценическое обаяние запомнились и публике, и были отмечены судьями.
… Больше шести часов длились отборочные прослушивания сибирского тура «Романсиады». Колоссальная нагрузка легла и на концертмейстеров, которые практически также, как конкурсанты держали экзамен и признавались в любви романсу. Когда жюри ушло совещаться, многие участники подходили к томской пианистке Светлане Чудаковой, обнимали и благодарили: «Спасибо», «вы мне помогли», «вы так чутко играли». Светлану можно назвать главным концертмейстером сибирской «Романсиады», она за роялем едва ли не с первых лет существования конкурса.
— Это не совсем так, — поправляет Светлана Николаевна. – Был период, когда Галина Сергеевна Преображенская играла сама как концертмейстер. И, кстати, играла очень хорошо. Она – отличная пианистка. Что требуется от концертмейстера в романсе? Не «висеть» на вокалисте, а быть вместе с ним, то есть чуть-чуть впереди, предвосхищать солиста, организовывать его правильно. Зачастую человек теряется, поэтому его надо поддержать. Хотя в Томск на конкурс приезжают люди с хорошими навыками пения под рояль, так что я тоже получаю удовольствие.
Как показал конкурс, именно умение объясниться в любви – самое сложное для молодых исполнителей. Не взять верхнее «ля» или верхнее «до», а прожить на сцене историю влюбленного. Увы, не каждый справился с этой задачей. Ко второму туру из 57 претендентов остался 21 претендент на звание лауреатов, а в победители вышли только 14 человек.
Для народной артистки России, актрисы Северского музыкального театра Людмилы Травкиной, исполнительницы старинных романсов, победительницы «Романсиады–2002» Ирины Крутовой, для оперного певца, артиста московского театра «Геликон-опера», лауреата «Романсиады-2011» Сергея Абкина, как и для педагогов – доцента Сибирского государственного института искусств им. Д.А. Хворостовского Александра Белопашинцева (Красноярск), профессора, проректора по учебной работе Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Дмитрия Суслова и для лауреата международных конкурсов органистов, заместителя директора Томской филармонии по цифровизации основной деятельности Дмитрия Ушакова,- словом, для членов жюри сибирского тура «Романсиады» важна была «душа» романса, баланс техники пения и артистизма.
Возможно, поэтому жюри пришло к выводу – не присуждать первое место в основной номинации. Но в других номинациях «Надежда Романсиады» и «Романсиада без границ» не нашли достойного обладателя Гран-при. По решению жюри Сибирь на финале Международной «Романсиады» будет представлять Кирилл Панкевич, разделивший второе место с Валерий Тиуновой.
На гала-концерте, что венчал «Романсиаду-2022» в Томске, пели все лауреаты, начиная с самых юных. Всех победителей поздравляли члены жюри, говорили теплые слова напутствия и дарили романсы.
— Мне кажется, конкурс удался, — сказал Сергей Абабкин, поздравляя «надежд Романсиады» — Асю Глазырину (1 место), Всеволода Архипова (2 место), Наталью Козлову, Яну Смолянинову и Сергея Федораева (3 место).
Приятно, что все юные звездочки – из Томской области. Кстати, Сергей – тоже томич по рождению. И его певческая карьера – это пример для подражания.
«Мисс Романсиаду» Эмилию Сосновскую (Новосибирск) напутствовала Людмила Травкина. Она исполнила старинный романс «Я обожаю».
Со словами приветствия и поздравления к лауреатам в номинации «Романсиада без границ» — Надежде Комаровой (1 место, Красноярск), Александру Волынкину (2 место, Красноярск), Марине Кипинган (3 место, пос. Сосновка, Кемеровской области) и Антону Кирсе (3 место, Красноярск) — обратился профессор Дмитрий Суслов. В качестве подарка спел «На холмах Грузии…» Н. Римского-Корсакова на стихи А. Пушкина.
Победителей основной номинации «Романсиада» (от 17 до 27 лет) поздравляла романсами и песнями «Ночь светла», «Не уходи, побудь со мною», «Говорят, я опьянела…», «Саша, ты помнишь наши встречи» Ирина Крутова. Но прежде она вручила дипломы II степени Валерии Тиуновой (Томск-Новосибирск) и Кириллу Панкевичу (Новосибирск), дипломы III степени Марии Курганкиной (Новосибирск) и Алдару Дампилову (Красноярск).
Публика искренне благодарила всех лауреатов и всех мастеров романса. Горячие аплодисменты тоже знак признания в любви.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и Владимир БОБРЕЦОВ