Новое прочтение «Исповеди» Денисова – российская премьера в Томске.
Балет Эдисона Денисова «Исповедь» раскрывает глубокие внутренние переживания композитора через танец и музыку. Название балета говорит само за себя: это своего рода признание, откровенный разговор с самим собой и миром.
В этом балете Денисов исследует тему внутренней борьбы, сомнений и поиска истинного пути. Через движения танцоров он передает сложные эмоции и мысли, которые невозможно выразить словами. Музыка в «Исповеди» играет ключевую роль, она помогает создать атмосферу напряжения, тревоги и надежды.
В Томске постановку дополнит художественное слово и видеоряд. Вместо классической хореографии – современная. Это будет концерт-перформанс. Российская премьера сценической версии балета состоится в Большом концертном зале 12 декабря. Об идее и реализации проекта рассказывает режиссёр, начальник концертно-камерного отдела Томской филармонии, музыковед Василина Сыпченко.
Балет Денисова «Исповедь» мир видел два раза: премьеру в театре «Эстония» в Таллинне и единственные гастроли в Москве. Это был 1984 год. Спустя 40 лет к этому произведению обращается Томская филармония. Как пришла идея сделать в Томске сценическую версию?
– Я много лет занимаюсь изучением и популяризацией творчества Денисова, стараюсь, чтобы его музыку у нас в городе знали. Стараюсь находить что-то интересное, то, что не известно, то, что у нас не исполнялось. И первой такой постановкой была опера «Иван Солдат» в 2016 году. Потом я узнала про балет, который был поставлен в Эстонии только один раз. Когда я посмотрела запись, у меня возникла идея сценической версии – перформанса, в котором мы соединили бы музыку, современную хореографию и роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века», который лёг в основу либретто. Ещё у нас будет видеоинсталляция.
Кто будет читать «Исповедь»?
– Студент Томского Губернаторского колледжа культуры и искусств Игорь Шевелёв.
Почему из танцевальных коллективов вы выбрали именно «Кислород»?
– Когда я познакомилась с руководителем Катериной Алексеенко, сразу поняла, что мы на одной волне, что мы понимаем друг друга. Когда я увидела участниц коллектива, поняла, что им это интересно. Они «загорелись» и готовы на этот эксперимент.
Кому и почему будет интересно увидеть постановку?
– Мне всегда сложно отвечать на такие вопросы. На мой взгляд, на постановку следует обратить внимание тем, кто в принципе интересуется искусством. Также она может быть интересна молодёжи, потому что здесь затрагиваются темы, волнующие юные сердца во все времена: переживание первой любви.
Современному поколению постановка может быть интересна и с художественной точки зрения, потому что на сцене – молодые люди, которые стремятся выразить себя через соприкосновение с искусством. На первой репетиции участницы хореографического коллектива впервые услышали оркестр, и когда я спросила их: «Как вам танцевать под живой оркестр?», они ответили «Это круто!».
Думаю, что мы увидим в зале и тех, кто помимо классической музыки – которая часто исполняется и хорошо известна – хотят открыть для себя что-то новое и не быть в рамках провинциальности. Если мы посмотрим афиши столичных театров и концертных площадок, мы увидим, что там наряду с классическими постановками очень много постановок современных. Почему? Потому что нельзя топтаться на одном месте, и не знать, не понимать, что происходит в искусстве.
Мы можем это принять или не принять, но только после хотя бы поверхностного знакомства. В противном случае, нам надо отказаться от сотовой связи и интернета. Но почему-то это мы принимаем и осваиваем, а от современного искусства закрываемся. Я не говорю, что все должны слушать Денисова, его современников или последователей. Нет, конечно. Но делать вид, что этого нет, неправильно. Эта музыка заслуживает внимания!
Почему в своё время музыка Денисова опережала время? И почему она до сих пор не совсем понятна?
– Потому что есть гениальные композиторы, которые опережают своё время. Почему он был непонятен? Денисов увлекался французской культурой. В Советском союзе многого не знали. Мы жили в своём мире. А Денисов мог открыть для себя зарубежный – не знакомый и оттого не понятный для большинства – мир. У него были такие возможности, благодаря педагогам, коллегами, друзьям. Он изучал французский, мог читать французскую литературу на языке оригинала.
Почему она не понятна даже сейчас?.. Если сейчас в разговоре я внезапно перейду на какой-нибудь иностранный язык, который вы не знаете, вы сможете меня понять? Не сможете. А если вы, например, начнёте этот язык изучать, то во время нашей следующей беседы уже будете меня понимать. Музыкальный язык – несмотря на то, что здесь всего 7 нот – всё равно разный. Пытаться разложить современную музыку по тем же канонам, по которым мы слушаем музыку классиков, не получится. Нельзя пытаться услышать вертикаль по горизонтали. Здесь другие акценты, другие образы, другой музыкальный язык. Здесь есть логика. Для того, чтобы её понять, нужно хотя бы попытаться это сделать. А для этого её нужно послушать.
К слову, о музыке «Исповеди». Она понятна. Даже без предварительной подготовки. Правда.
В чём именно исповедь Денисова в этом произведении?
– Мне сложно сказать. Мне кажется, музыка любого композитора – это его исповедь. Это его душевные переживания, его мысли, то, что его интересует, заботит, его предпочтения.
Концерт-перформанс «Исповедь» завершит Всероссийский фестиваль современной музыки DENISOV, посвящённый 95-летию композитора.
Мероприятие организовано Томской филармонией и Региональным отделением общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» в Томской области.