Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Василя СЕВАСТЬЯНОВА: «Музыка – это моя палочка-выручалочка!»

Томская филармония – это не только концерты, сценарии, репетиции…
Это огромная семья, в которой практически каждый день праздник!
Мы готовы приоткрыть для Вас дверцу в наш музыкальный дом. И поделиться нашим праздничным настроением!

Сегодня, 31 января, поздравляем архивариуса Томской филармонии Василю Хайрулловну Севастьянову с 35-летием работы в Томской областной государственной филармонии!

Это замечательный повод пообщаться с нашей коллегой и узнать интересные факты ее музыкальной биографии.

Василя Хайрулловна, 35 лет своей жизни Вы посвятили работе в Томской филармонии. Расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш путь в сфере музыкального искусства?

— Случайно… Так получилось, что к нам в общеобразовательную школу пришла педагог из Детской музыкальной школы № 2, чтобы пригласить ребят на обучение по игре на виолончели. В наш класс она не заходила, но моя мама работала в школе и услышала о приглашении. Она поинтересовалась, хотела бы я заниматься музыкой и играть на этом инструменте. Я задумалась.

И, когда мои родители уехали «на картошку», я самостоятельно пошла прослушиваться в музыкальную школу. Нашла адрес, кабинет, захожу… Передо мной сидит педагог по виолончели Ольга Ивановна Максименко. Она показала мне инструмент, сыграла на нем и спросила о моем желании заниматься. И я согласилась несмотря на то, что виолончель я видела и слышала впервые.

Так я стала заниматься на инструменте и погрузилась в мир музыки, а Ольга Ивановна стала моей «музыкальной мамой».

На последнем году обучения в музыкальной школе мой педагог ушла в декрет. На ее место пришел Владимир Никитич Иванов. Он стал для меня «музыкальным папой» и продолжил наставничество, будучи уже моим педагогом в Томском музыкальном училище им. Э.В. Денисова.

В этот период Владимир Никитич подводил итоги своей педагогической деятельности, поэтому, зная, что я стану его последней студенткой, называл меня своей «Лебединой песнью». Эти воспоминания идут со мной сквозь года.

Я благодарна им обоим. Эти педагоги вложили в меня очень многое, возились со мной весь период обучения (улыбается).

После музучилища я поехала поступать в Новосибирскую консерваторию. Не поступила и вернулась обратно. Благодаря, опять же, Владимиру Никитичу меня взяли в симфонический оркестр филармонии, хотя и как стажера, которым я пробыла один год.

Мне очень повезло! Я попала в «золотое время», когда директором был Моисей Миронович Мучник, дирижером – Илмар Артурович Лапиньш, а директором оркестра – Аркадий Моисеевич Ратнер. Три титана, профессионала!

Помню, оркестр готовился выезжать на гастроли в Москву, выступать в Большом зале консерватории им. П.И. Чайковского. И… О, Чудо! Я узнаю, что еду с коллективом! Я, молодой музыкант, проработавший всего лишь один месяц в Томской филармонии. Это счастливое для меня событие принесло неоценимый опыт и помогло сразу окунуться в музыкальный рабочий процесс.

В 1987 году я поступила в Красноярский институт искусств в класс профессора, заслуженного артиста России Михаила Лазаревича Курицкого, но, к сожалению, отучившись один год, мне пришлось вернуться из-за ухудшившегося здоровья моей мамы. Заканчивала институт я заочно.

По возвращении в Томск я вновь устроилась в оркестр. За время своей работы была на многочисленных гастролях как в зарубежных странах — Польше, Англии, Испании, Франции, Италии, Китае, так и по городам России – Москве, Санкт-Петербурге и т.д.

Более 30 лет Вы были артисткой оркестра, но, мы знаем, что сейчас Вы работаете в должности архивариуса Томской филармонии. Расскажите, пожалуйста, с чем связан этот переход?

— Да, действительно, с июня 2020 года, в связи с жизненными обстоятельствами, я перешла на должность архивариуса, за что очень благодарна нынешнему директору Томской филармонии Наталии Игоревне Чабовской. Она развеяла мои переживания по поводу работы, которые беспокоили меня в тот период.

Работа архивариуса очень кропотлива. Сразу ли она Вам пришлась по душе?

— Да, мне очень нравится! Я легко адаптировалась, так как занимаюсь именно творческой документацией.

Как Вам кажется, что интересного можно узнать в процессе этой работы?

— Очень-очень многое! Приступив к своим обязанностям, я начала разбирать газетные вырезки, фотографии, буклеты, афиши, приказы, которые хранились в архиве филармонии с 1946 года. Среди них встречаются не просто интересные, а порой и забавные вещи. Например, приказы послевоенного времени, где зачастую можно встретить жалобы на дисциплину, «неэстетичное», даже грубоватое поведение мужчин-оркестрантов, вернувшихся с фронта. Время было такое…

Наиболее ценными, конечно же, являются фотографии музыкантов, стоявших у истоков создания оркестра нашей филармонии.

Каждый день находить подобного рода вещи и вновь погружаться в историю этого места – очень интересно! Василя Хайрулловна, а есть ли какие-то сложности, с которыми Вы столкнулись в работе архивариусом?

— Основная сложность, которая была только на первоначальном этапе работы, — привести весь этот объем документации в порядок. Сейчас все трудности позади. Я продолжаю разбирать, изучать архивы филармонии, нахожу много нового, интересного. Материала еще очень много. Вот, например (показывает на старые книги, — прим. автора), рукописные нотные книги 40-х годов – оркестровые партии духовых инструментов.

Сложно представить, какие это ценные вещи не только для истории нашей филармонии, но и для всего города. У Вас очень интересный творческий путь, на котором Вы освоили уже не одну профессию. Этому можно только позавидовать. А если бы вдруг появилась возможность вернуться на 35 лет назад, Вы бы повторили этот путь?

— Думаю, да. В школьные годы у меня не было сильного интереса к каким-либо наукам – ни к техническим, ни к гуманитарным. А к музыке был. Наверное, музыка – это моя палочка-выручалочка, которую мне подарили мои педагоги-наставники, «музыкальные мама и папа», Ольга Ивановна Максименко и Владимир Никитич Иванов. Безмерно им благодарна!

Опираясь на Ваш 35-летний опыт работы, что бы Вы посоветовали молодым музыкантам и молодым специалистам, которые приходят работать в учреждение культуры в большой коллектив?

— Если говорить об артистах оркестра, то, прежде всего, необходимо много заниматься, учить партии и приходить на общие репетиции хорошо подготовленными. Дирижерам очень нравится работать с хорошим материалом и звуком.

А в целом молодым специалистам посоветовала бы прислушиваться к замечаниям и советам старших коллег, уважать их. Главное – жить дружно!

Коллектив Томской областной государственной филармонии поздравляет Василю Хайрулловну Севастьянову с 35-летием работы, благодарит за интервью и желает успехов в ее кропотливой, но увлекательной работе.

Беседовала Екатерина ВОХМИНЦЕВА