12 мая концертмейстер Томского академического симфонического оркестра покажет класс! В программе, завершающей абонемент «БЕЗ дирижера» концертного сезона 2023/24 Семен Промое выступит солистом в сочинении И.С. Баха.
В преддверии выступления 11 виртуозов рассказывают свои истории. Семен Промое вспомнил свое первое соло с оркестром:
– Я бы хотел поделиться не просто историей, а представить вашему вниманию небольшой рассказ про знаковое событие в моей жизни.
Однажды мне посчастливилось выступить на очень крупном международном конкурсе. Музыкальное состязание – это лотерея. Не существует приборов, измеряющих талант и мастерство, а человеческая оценка всегда субъективна. Добавьте сюда расклад жеребьевки, предпочтения публики, интересы жюри и тогда вы поймете, почему результаты конкурсов часто оставляют множество вопросов.
Мой педагог долгое время была против моего участия в конкурсах. Но тут вдруг изменила свое мнение. До состязания оставалось 3 месяца – а это значит, подготовка будет напряженной…
За оставшееся время нужно было выбрать и выучить: 2 концерта (концерт Моцарта и еще один на выбор), сонату, 4 пьесы (виртуозную пьесу, пьесу страны исполнителя, обязательную пьесу Чайковского, обязательную пьесу, написанную специально для конкурса). Сольного Баха и каприс Паганини мне разрешили повторить. Всё остальное было для меня новое и никогда не игранное. На тот момент эта «миссия» была невыполнима.
Моя подготовка сопровождалась постоянными напоминаниями, что «мне ничего не светит» и «нет никаких шансов». На первый тур я вышел с опозданием на 40(!) минут – прямо перед моим выходом случились проблемы с трансляцией. Я просто сидел за сценой и ждал, когда всё наладят. Вышел. Сыграл. И получил «путевку» во второй тур. Педагог тогда сказала, что «ни при каком раскладе я дальше не пройду».
Накануне выступления я сильно выложился на ночной репетиции. А играть предстояло в 10 утра. Спать я не смог совсем. Позавтракать тоже не получилось. Во время выступления на сцене я подумал, что это не стоит того, не зачем мне подвергаться такому стрессу. За окном было яркое, теплое майское утро. Выходной день. Свет пробивался сквозь пыльные шторы. А я решал, доиграть ли произведение до конца или прямо сейчас остановиться и уйти. И вдруг произошло то, чего нельзя допускать на сцене – в голове промелькнула мысль: «а какая следующая нота?»
И я чуть не промахнулся. Это привело меня в чувство. Я вновь заинтересовался процессом и со всё возрастающим удовольствием доиграл программу до конца.
Никогда не забуду сообщение, которое получил от своего педагога примерно час спустя, слушая других конкурсантов: «Сёма, что ты в зале сидишь? Иди занимайся! Возможно, придется ещё поиграть в третьем туре».
Впервые за 3 месяца у меня появилась надежда…
Третий тур проходил в сопровождении оркестра. Было страшно признаться даже самому себе – я еще ни разу не выступал с симфоническим оркестром.
Перед выходом все оркестранты подбадривали меня и желали удачи. А один мой друг сказал: «Ты только выйди на сцену, а мы дальше сами всё сделаем. Мы тебе так сыграем, что всё само получится!» Среди участников из Австрии, Германии и Испании, дошедших до 3 тура, я был «свой» для оркестрантов.
Уже перед началом я почувствовал огромный прилив сил и даже творческий азарт – мне не терпелось показать, на что я способен, и мне очень хотелось поскорей исполнить только что выученный, но уже ставший любимым, концерт Хачатуряна.
На сцене я оказался другим человеком – сильным, уверенным, решительным. Но, главное, я чувствовал невероятную поддержку со стороны оркестра. Тогда состоялось одно из лучших моих выступлений за всё время. И оно было вознаграждено – я стал обладателем второй премии!
За эту победу я благодарен оркестру, поддержавшему меня, концертмейстеру Янине Койфман, сопровождавшей меня на всём конкурсном пути, и, главное, моему педагогу – профессору Новосибирской консерватории, заслуженному деятелю искусств РФ Марине Александровне Кузиной.
С тех пор я солировал уже с десятками разных оркестров – от симфонических до народных, от профессиональных до студенческих, но каждый раз я чувствую колоссальный эмоциональный подъем, огромную поддержку от коллег, и всякий раз выхожу к оркестру с большой радостью и удовольствием.
Ближайшее соло с Томским академическим симфоническим оркестром и БЕЗ дирижера будет у Семена Промое 12 мая. Концерт «Виртуозы оркестра» входит в федеральный проект «Пушкинская карта». Выбрать место в Органном зале и КУПИТЬ БИЛЕТ можно на сайте Томской филармонии!