Моцарт и Брукнер. Трудно найти двух более несхожих композиторов – по темпераменту, стилю поведения, способам изложения своих музыкальных фантазий и мыслей. И все эти особенности темперамента и характера, конечно, наложили печать на звуковую образность симфоний того и другого.
Один с детства был непосредственным, жизнерадостным егозой и в тоже время очень обидчивым, в молодости – любвеобильным, светским человеком, независимым по отношению к церкви, с сильными мира сего держался на равных.
Другой — всегда придерживался сложившегося этикета, был набожным, до болезненности застенчивым, очень трудолюбивым и несчастливым в любви.
Один записывал замысел, сложившийся в его воображении, сразу на чистовик, как будто им водила рука Бога.
Другой – длительно, поэтапно разрабатывал свои концепции на партитурных листах, предварительно разграфленных в соответствии с симметричными метрическими схемами, а затем переносил на чистовик сочинения, но и на этом не останавливал работу, а многократно вносил правки в уже написанное и даже исполненное сочинение.
Из-за этой несхожести стилей, судеб и способов воздействия на слушателей Моцарта и Брукнера редко исполняют вместе. Лишь единицы отваживаются совместить в одной афиши яркого представителя Просвещения и угрюмую фигуру позднего романтика. К таким дирижерам можно отнести Геннадия Рождественского, Валерия Гергиева и Владимира Понькина.
Накануне концерта филармонического абонемента № 1 «Главный представляет» (сезон 23/24) мы попросили художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра Владимира Александрова Понькина, объяснить, что побудило его объединить столь непохожих друг на друга композиторов?
— Почему Антон Брукнер мною выбран сегодня? А потому, что в следующем году, в 2024-м исполнится 200 лет со дня его рождения. Почему Рождественский взял этот материал в 1984-м?
— …потому что отмечали 160 лет со дня рождения Брукнера.
— Правильно. Молодец. Да, юбилей композитора – довольно веская причина, чтобы исполнить одну из величайших симфоний XIX столетия.
— Но в афише рядом с Брукнером стоит Моцарт, у которого нет юбилея.
— Моцарт – он всегда Моцарт. Это такой животворящий источник добра, силы и гармонии, что не играть его нельзя. Почему Моцарт очень нравится детям, как вы думаете? А потому, что в его музыке – золотая середина. И потому, что Моцарт всегда в душе оставался ребенком. И это чувствуется. Но при этом в его музыке есть и божественная вертикаль, и эмоциональная горизонталь. Он настолько совмещает в себе капризного ребенка и гения, что… Он знал и умел гораздо больше, чем те, кто были его старше. Он стал профессором Болонской академии в 14 лет. А как он спел знаменитое «Miserere» Грегорио Аллегри, единственный раз услышав его на Страстной неделе в Ватикане?
— За то, что он по памяти записал девятиголосную хоровую композицию, которая считалась шедевром и сокровищем Ватикана (ее заучивали наизусть, потому что копировать ноты запрещено было законом), Папа Римский Климент XIV наградил 14-летнего сына Леопольда Моцарта Орденом Золотой Шпоры.
— Да! Точно!
— Про Моцарта говорят – солнечный гений. Еще его сравнивают с Богом-Сыном, а Брукнера с Богом-Отцом, хотя это рискованное сравнение. Но в брукнеровских симфониях, как отмечал еще Соллертинский, заданность всего сущего, соразмерность и неотвратимость…
— А в связи с Моцартом говорят про божественное начало. Он играючи записывал то, что ему открывалось. Ведь Моцарт по подсчету музыковедов написал такое количество произведений, которое два профессиональных переписчика нот не в состоянии переписать за всю свою жизнь. Я был в доме-музее Моцарта в Зальцбурге, и там под стеклянным колпаком лежит полное собрание его сочинений – это два с лишним метра в высоту. Гора партитур! Это немыслимо!
Моцарт первую симфонию написал в 5 лет, а Брукнер – в 40. У каждого свой путь к вершине.
— Музыковедческие исследования свидетельствуют, что на звуковую образность симфонизма Брукнера наложила печать его набожность, что отразилось многолетнее пребывание в монастыре Санкт-Флориан. Это правда?
— Безусловно. Но не менее сильно влияние и оперного творчества Вагнера. Какая-то фантастическая любовь к Вагнеру заставила Антона Брукнера не только посвятить ему Третью симфонию, а потом Седьмую (но уже его памяти), но и искать с ним встречи.
— Как утверждают биографы обоих композиторов, эта встреча состоялась в Мюнхене весной 1865 года, на премьере оперы «Тристан и Изольда». Верность «тристановской» гармонии, как считал Соллертинский, Брукнер пронес через всю жизнь. Брукнер, по словам того же Соллертинского, это «Шуберт второй половины XIX века, закованный в панцирь медных звучаний, осложненный элементами баховской полифонии и вагнеровской «тристановской» гармонии».
— Встреча с Вагнером для Брукнера — это большая удача! Он встретил такого музыкального драматурга, как Вагнер! Они оба были новаторами в музыке и обнаружили родство душ.
— Из-за любви к Вагнеру Брукнер и пострадал. В Венской консерватории, где Антон Брукнер преподавал и был любимым профессором у студентов, ему устроили обструкцию.
— Понимаете, каждая из этих группировок «за Вагнера» и «против Вагнера», так называемые «вагнарианцы» и «брамсианцы» — это же жертвы грубых действий весьма авторитетного музыкального критика Ганслика, который был организатором травли Брукнера. Хотя композиторы этих школ – совершенно разные величины, как бывают разные вершины гор.
— В Томске звучала Восьмая симфония Брукнера в исполнении Валерия Гергиева и его симфонического оркестра Мариинского театра. Вторую симфонию Томский академический симфонический оркестр будет исполнять впервые. Мы можем считать это томской премьерой. Почему сейчас наступило время для Брукнера?
— Степень воздействия Брукнера необычайна высока. В его Второй симфонии – духовный мир человека высокого полета. Конечно, его музыка рождает ощущение, что ты только песчинка на весах космоса и вечности. Но время от времени стоит слушать симфонии Антона Брукнера. И сейчас такое время наступило.
— А насколько современна 29-я симфония Моцарта, которая написана им в 18 лет?
— Моцарт в 18 лет – уже зрелый композитор. Не просто зрелый, а гениально зрелый! В его партитуре такое совершенство! Фантастическое! Масса находок, потрясающие штрихи… Такое законченное колоссальное произведение… В этой симфонии впервые вполне отчетливо слышен симфонический голос Моцарта.
— И все же, почему произведения Моцарта и Брукнера вместе отваживаются исполнять только очень крупные дирижеры и оркестры?
— Не исполняют – потому что не знают, как. Ведь надо не просто ноты играть. Они оба гении. Через их музыку проступает замысел Творца. Да, они различны, но тем и хороши!
— Афиша дает большой культурный срез, от эпохи Просвещения до позднего романтизма. А сегодня мы живем в другой культурной парадигме. Что нужно сегодняшнему слушателю, чтобы понять и Моцарта, и Брукнера? Есть ли у нас инструментарий для понимания?
— Конечно. Бесспорно! Моцарт воздействует гармонично на весь человеческий организм, а Брукнер – на душу. Кому охота слушать современные безобразия, которые вылетают из каждого утюга? Зачем? Лучше погрузиться в Брукнера и Моцарта.
«Погружение» состоится в ближайшее воскресенье, на концерте «Главный представляет» 3 декабря в БКЗ, начало в 18:00.
Беседовала Татьяна ВЕСНИНА