EnglishRussian

Здесь люди и музыка становятся друзьями...

IX Губернаторский конкурс молодых исполнителей «Дети играют с оркестром» назвал 10 новых имен

Скрипка, гобой, кларнет, труба, флейта – эти оркестровые инструменты зазвучали сольно в концерте 20 ноября, когда на сцену Органного зала вышли музыканты, которым 8 – 10 – 14 – 17 лет. И зазвучали по-особому празднично, взволнованно и радостно. Хотя для отважных юных солистов игра с оркестром – это всегда испытание. Испытание своих сил, характера и даже любви к музыке. Но радость пересилила волнение и тревогу.

Радостны были и лица слушателей. Наконец, после двухлетнего пандемического перерыва, все и всё вернулось на свои места. Талантливые дети получили поддержку и одобрение.

Во время концерта, казалось, что каждый солирующий инструмент был настроен играть только в праздничной, торжественной тональности, даже если в нотах значился «минор». Об этом думалось, когда самая юная участница конкурса – восьмилетняя Елизавета Усатюк (педагог – Ольга Пивоварова) – настойчиво добивалась, чтобы повторяющаяся нота «ля» каждый раз звучала выразительно и динамично в Концерте для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди (1 часть). Оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и профессора Московской консерватории Владимира Понькина в tutti поддерживал этот радостный настрой…

В следующем году инициативе директора Мариинского театра и томского губернатора — проводить совместно с Томской филармонией конкурс «Дети играют с оркестром» — исполнится 10 лет. Нынешний, что стоит в одном шаге от первого серьезного юбилея, сохранил свой статус областного Губернаторского и прошел под патронатом Губернатора Томской области В.В. Мазура и директора Мариинского театра В.А. Гергиева.

В этом году было подано около 30 заявок из шести муниципалитетов области. Численно меньше, чем обычно. Возможно, на количестве юных музыкантов и их готовности к состязанию сказались предыдущие два года пандемии. До финала дошли только одиннадцать солистов и один дуэт. Таково решение жюри, которое твердо держалось установленных Положением правил: 10 баллов за технику исполнения, 10 – за художественный уровень и артистизм, 5 – за ансамблевость игры.

Принципиальным отличием от прежних стали и рекордно сжатые сроки проведения конкурса: все отборочные туры и концертные прослушивания уложились в тридцать дней ноября, а первый отборочный концерт до гала-концерта и вовсе отделяли только три дня. Но художественный руководитель Томского академического симфонического оркестра и главный дирижер Владимир Понькин сумел подготовить программу выступление юных музыкантов совместно с оркестром.

Во время репетиций он учил своих молодых коллег (в конкурсантах маэстро видит будущих музыкантов), как правильно выходить на сцену, приветствовать оркестр, дирижера, публику.

— Педагоги должны обратить внимание на этику сценических взаимоотношений, – считает Владимир Понькин. – Первый отборочный конкурс показал, что не все учащиеся знакомы с ней. Например, один из участников конкурса вышел на сцену, прошел мимо дирижера, ни с кем не поздоровался. А ведь солист должен расположить к себе и оркестр, который выступает мощной поддержкой, и дирижера, и публику, конечно.

Дети, которые за время репетиций усвоили уроки этики, вызвали теплое и внимательное отношение не только музыкантов, но и слушателей. И хотя забавно со стороны наблюдать, как кроха уверенно, по-взрослому пожимает руку концертмейстеру оркестра Семену Промое. Улыбки на лицах оркестрантов, слушателей – первый аванс и первые баллы в копилку конкурсанта. Их собрали все финалисты конкурса «Дети играют с оркестром».

Открыла состязание Валентина Каргина, ученица детской музыкальной школы № 4 города Томска (педагог Людмила Марченко). Первые же пассажи Концерта для флейты с оркестром Ре мажор (1 часть) Леопольда Гофмана перенесли слушателей в эпоху, когда творили Гайдн и Моцарт. Сегодня произведения однофамильца знаменитого автора «Щелкунчика» со сцены звучат довольно редко, хотя Леопольд Гофман (или Хофманн) был довольно плодовитым композитором: он автор более 60 симфоний, почти 90 концертов, кроме того, писал вокальную и хоровую музыку. Любопытный факт: именно к Л. Гофману, занимавшему в 1791 году пост капельмейстера при соборе Св. Стефана, был назначен помощником В.А. Моцарт на неоплачиваемую должность. Моцарт рассчитывал занять место Гофмана после его смерти, но Л. Гофман, несмотря на слабое здоровье, пережил гения эпохи классицизма. Конкурсантка убедительно воспроизвела узнаваемый изящный «почерк» эпохи. Ре мажорная тональность, которую композиторы классицизма, использовали для того, чтобы создать солнечное, бодрое настроение, фактически выступила в роли «ключа славы», камертона всего праздника.

20 ноября в Органном зале действительно состоялся праздник не только для участников конкурса «Дети играют с оркестром», но и для победителей других творческих состязаний регионального и всероссийского масштабов. Юные дарования в различных областях искусств и их педагоги получили свои награды из рук заместителя начальника департамента по культуре Томской области Ларисы Важовой. Среди тех, кто аплодисментами приветствовал и благодарил молодых дарований России, были члены семьи томского губернатора В.В. Мазура – его супруга и трое дочерей.

Торжественная «интерлюдия» настроила и финалистов Губернаторского конкурса на достижения высоких результатов. Трудно сказать, какое слово самое важное в названии конкурса: «дети», «оркестр» или «играют». Для организаторов и учредителей дети всегда на первом месте. Важно заметить «звездочек», «искорок» и дать им разгореться, просиять, дать хороший старт в будущее, вовлечь в орбиту музыкального состязания. Собственно, в этом и состоит цель конкурса.

Смысловой акцент на глаголе «играют» делают педагоги. Но «играть с оркестром» — это то, что выходит за рамки рутинной учебы. Тут без особого репертуара и особой подготовки не обойтись. «Оркестр» хоть и стоит последним в названии, для самих детей — главный. Не каждому музыканту выпадает такая счастливая возможность – играть на одной сцене с сообществом профессионалов. Настоящий оркестр – и ты! Разве это не удача?!

«В моем музыкальном взрослении такой возможности – играть с оркестром – не было. Даже мечтать не приходилось. Я впервые вышел как солист только в 21 год», — признался в кулуарах конкурса Евгений Лукьянчук.

Во время концерта он находился не на сцене, занимая место концертмейстера группы кларнетов, как обычно, а в зале, рядом со своей ученицей – студенткой второго курса Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова Эвелиной Рудер. Несмотря на то, что Эвелина – самый опытный участник конкурса, она начинала в 8 лет как флейтистка, а позже сменила инструмент на кларнет.

— Когда я была маленькой, то не особо задумывалась, что и как я сыграю. Нужно было выйти и просто сыграть без ошибок, — говорит Эвелина. – Сейчас больше думаю, как строить выступление, где вступать, в каком темпе лучше играть. Конечно, испытываю небольшое волнение. Но в основном, я рада, что у меня есть возможность сыграть на сцене. Показать музыку, которая не очень популярная, но, на мой взгляд, красивая и достойна того, чтобы ее исполнять сегодня. Она передает торжество радости, восторженное состояние музыканта. Я хочу заинтересовать ею слушателей, чтобы они увидели красоту произведения, незаигранного, кстати, оно не на слуху. Эту музыку надо принять и просто знать, что есть такая.

Концерт № 2 для кларнета с оркестром Эгона Габлера, по словам педагога, был выбран как обычная классная работа, чтобы отработать технику исполнительства. С этой точки зрения произведение сложное, которое отличается скачками темпов, легатными скачками, сложной фразировкой. Все это доставляет волнение солисту и трудности оркестру: надо, чтобы оркестр как коллективный аккомпаниатор понимал, какие будут темпы в каждом фрагменте.

Несмотря на всю сложность выбранного сочинения Евгений Лукьянчук был уверен в своей ученице, и она не подвела. И за технику, и за артистизм получила высокие баллы и вошла в число десяти победителей.

По мнению Эвелины, «Дети играют с оркестром» – трамплин в будущее. Но еще больше «ценный опыт, когда можно попробовать «на вкус» — как оно, по-настоящему». Но это и проверка уровня мастерства и таланта педагога.

— Надо делать свою работу как полагается, — убежден Евгений Лукьянчук. – Если бы каждый педагог делал свою работу как полагается, то каждый ученик мог бы оказаться сегодня на сцене. Конечно, при наличии таланта.

Поэтому стоит назвать фамилии и остальных педагогов, которые достойно подготовили для «оркестрового» конкурса детей. Это Валерий Ратушный, корифей Томского оркестра, сегодня все свои знания и душу вкладывает в талантливого юного гобоиста Евгения Сурнина, сыгравшего Концерт ми минор итальянца Д. Чимарозы, Всеволод Ивашковский (его ученица Полина Шестко уже не первый раз становится лауреатом этого конкурса, является стипендиатом фонда «Новые имена», выступает с профессиональными оркестрами в концертах), Вероника Ушакова (в конкурсе приняли участие два ее воспитанника – учащийся лицея № 51 Всеволод Архипов и студентка музыкального колледжа Елизавета Ефремова; Елизавета прекрасно спела Арию Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте» Г. Генделя, одну из самых красивых оперных арий Генделя; Всеволод хоть и не вошел в десятку лучших, но накануне он покорил судей и слушателей «Романсиады» своим исполнением песни «Лизавета»).

Особо хочется отметить педагога из Первомайского района Гузель Сабитову, которая привезла в Томск замечательный вокальный дуэт «Звонкий дождь», у обеих девочек – Аси Глазыриной и Валерии Барило – действительно звонкие, чистые голоса, академической манерой исполнения эстрадной песни «Тополя» они очаровали не только жюри, но и всех сидящих в зале. Елена Антоненко из Томской детской школы искусств № 3 подтвердила, что подготовка пианистов в этом учебном заведении – на хорошем качественном уровне, юная Дарья Антонова чисто и вдумчиво сыграла Концерт И. Берковича, и показала чуткий ансамблевый слух. Впрочем, в этом же учебном учреждении достойная школа подготовки исполнителей на народных инструментах. Виктория Фатина, ученица Ларисы Поспеловой, выразительно сыграла переложенное для домры «Венгерское родно» Й. Гайдна.

По мнению педагогов, конкурс «Дети играют с оркестром» – это своего рода стажировка для молодого музыканта. Как и всякий конкурс он требует не только профессиональных знаний и умений, но и психологической готовности к разного рода неожиданностям. Такая неожиданность случилась с Кириллом Смычковым из ДШИ № 4 города Томска (педагог Наталья Моторина). Уверенно взявший хороший темп юный пианист внезапно остановился, вызвав замешательство и в оркестре. Оказалось, не успел настроиться, сосредоточиться на музыке и забыл музыкальный текст. Зато Кирилл проявил характер настоящего бойца-конкурсанта. Вспомнив фразу, он попросил маэстро помочь ему вступить в нужном месте. И доиграл до конца Миниатюрный концерт А. Роули. Ведущая концерта – музыковед Василина Сыпченко попросила поддержать музыканта аплодисментами и выразить восхищение стойким характером.

— Такого рода конкурсы имеют огромное значение для ансамблевого воспитания детей, — заметил после завершения гала-концерта главный дирижер Томского академического симфонического оркестра, народный артист России, профессор Московской консерватории Владимир Понькин. – По сути, это первый шаг к выбору профессии музыканта.

Но, по мнению маэстро, та форма состязания, которая есть сегодня, не совсем совершенна. Чтобы играть с оркестром или с ансамблем, убежден Понькин, ребенок должен иметь хотя бы начальные навыки ансамблевой игры.

— Это одно из самых важных условий успешного конкурсного выступления. Мне кажется, выпускать совсем «зеленых» детей на сцену с оркестром не стоит, — считает Владимир Александрович. – Использовать академический оркестр для аккомпанемента в ученических концертах – это как забивать гвозди арфой. Но я прихожу к радостному выводу, что дети из глубинки – это более цельное, самобытное явление, чем испорченный цивилизацией их городские ровесники. Так что удаленность от областного центра иногда идет в плюс конкурсанту. Но какая ответственность на педагоге! Если он видит, что ребенок перспективный, то он должен сделать все, чтобы появилась и заработала внутри ребенка инерция прекрасного старта.

Думается, у десяти победителей IX Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром»Дарьи Антоновой (фортепиано), Елизаветы Ефремовой (академический вокал), Валентины Каргиной (флейта), Эвелины Рудер (кларнет), Евгения Сурнина (гобой), Елизаветы Усатюк (скрипка), Виктории Фатиной (домра), Полины Шестко (кларнет), вокального дуэта Аси Глазыриной и Валерии Борило, инерция творческого старта уже работает.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА