Это было недавно, это было давно – так можно сказать о песнях, родившихся в ХХ веке. Именно о них и их создателях расскажет музыковед и автор абонемента «Классика ноль плюс» Василина Сыпченко на заключительном концерте абонементного цикла сезона 2023/2024.
По замыслу автора абонемента, разговор о музыкальных стилях стоит заканчивать музыкой ХХ века. Этот век оставил нам произведения композиторов, писавших в совершенно другом стиле, нежели композиторы эпохи барокко или классицизма, романтики или русские композиторы XIX века. Оригинальный композиторский язык Стравинского, Прокофьева, Денисова и их последователей прослеживается даже в таких камерных формах, как песни и романсы.
Музыка композиторов ХХ века, от Стравинского до Зацепина прозвучит в исполнении солистов Томской филармонии – Юлии Шинкевич (сопрано), Вячеслава Клименко (баритон), Ирины Макаровой (сопрано), Александры Смирновой (ударные) и Павла Шинкевича (фортепиано). Впрочем, не только ХХ век окажется в центре внимания слушателей. Прозвучит и красивейшая композиция для виброфона «Видение во сне» Тима Хьюзгена, которая сочинена буквально «на днях», в 2015 году.
Уже своим названием концерт обращает наши мысли к имени композитора, с которым ассоциируется становление советского кинематографа и музыкальной комедии в СССР в 30–40-х годах. Речь пойдет об Исааке Осиповиче Дунаевском… Его оперетта «Вольный ветер» почти сразу стала вровень с классическими опереттами Штрауса и Кальмана. Но символическое название выражало не только смысл содержания – герои боролись за свободу своей страны, но и подчеркивало новый этап в развитии жанра, ведь главными героями стали не князья и дамы высшего света, а моряки и продавщица кабачка. После войны оперетта Исаака Дунаевского стремительно набирала популярность, на музыкальных подмостках Советского Союза озорная Пепита пела свою веселую песенку, а Янко и Стелла клялись друг другу в вечной любви.
Песни Дунаевского обретали популярность благодаря кино. Еще живы прадедушки и прабабушки сегодняшних юных слушателей, которые помнят, как в 1936 году с больших экранов страны сошла песня «Веселый ветер», написанная Дунаевским на стихи Василия Лебедева-Кумача. Она прозвучала в фильме «Дети капитана Гранта», сразу ставшей культовой картиной. На этой жизнеутверждающей Песенке Роберта выросло не одно поколение советских пионеров. Сегодня она, как и романс Сергея Прокофьева на стихи детской поэтессы Агнии Барто «Болтунья», считается отечественной песенной классикой. Кстати, романс Прокофьев написал в том же том же 1936 году, когда вернулся в Советский Союз из-за границы.
Но детская тема в творчестве русских композиторов появилась гораздо раньше. На заре ХХ века русский композитор Игорь Стравинский, который удивил и покорил Париж и остальную Европу своими балетами «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица», обратился к народным песням, чтобы изучить их ритмику и структуру. В результате обработок русских песен он создал цикл «Четыре русские крестьянские песни», в который вошли короткие песенки, написанные на основе детских считалок, прибауток, потешек. Например, песня «Селезень» символизирует детский или молодежный игровой хоровод, когда селезень – мальчик пытается догнать уточку – девочку, а та от него убегает.
Вторая половина ХХ века – это период расцвета творчества таких композиторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин и Эдисон Денисов. Столь не похожие по манере письма, авторы в 70–80-х годах обращаются к великой русской поэзии и сочиняют вокальные циклы на стихи А. Блока (Свиридов и Денисов) или С. Есенина. «Шутка» Гаврилина выросла из музыки к спектаклю, где не было слов. Они были написаны позже. Первыми ее исполнили Эдуард Хиль и Людмила Сенчина, а первым исполнителем страстного испанского романса «Маритана» Свиридова был Муслим Магомаев. Эти исполнители сделали классикой эти эстрадные композиции.
Творчество Александра Зацепина, нашего современника, как и творчество Дунаевского, прочно связано с кинематографом. Во многом благодаря музыке Зацепина мы любим фильмы «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев».
Песни, которые радовали дедушек и бабушек, не устарели, Под них хорошо танцевать, рисовать и просто двигаться. Все это могут делать юные слушатели 0+. Кроме того, слушатели познакомятся с настоящим композитором, который живет в Томске, и вместе с ним попробуют сочинить свои первые композиции.
Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 450 руб.
Возрастная категория: 0+
Кассы: с городского 20-20-62, 20-20-72; с мобильного +7 (953) 920-20-62, +7 (953) 922-20-72
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения