(запись выступления от 01 апреля 2023 года)
Рахманинов – удивительное явление в музыке XX века. По своему музыкальному языку он, казалось бы, принадлежит прошлому. По складу своего дарования, по направленности творчества к выражению жизни души он ближе всего к Чайковскому. Однако трагизм восприятия жизненных коллизий, с которыми ему пришлось столкнуться, позволяет ему стать вполне современным. Об этом говорят остро драматические страницы его музыки.
В день 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова Томский академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Владимира Понькина в рамках проекта министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» исполнит два сочинения, которые считаются значительными вехами в истории мировой музыки. Это Вторая симфония ми минор и Третий концерт ре минор для фортепиано с оркестром, в котором солирует Юрий Фаворин (Москва). Оба произведения представляют зрелое творчество Рахманинова.
Вторую симфонию композитор посвятил своему учителю – Сергею Танееву. «Это – Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это – артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением… с предрасположенностью к элегическому строю. <…> Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца, и при большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного…» – так писала «Русская музыкальная газета» сразу о премьере Второй симфонии Сергея Рахманинова, которая состоялась в январе 1908 года в Петербурге.
Написанная спустя 12 лет после трагического провала Первой симфонии, Вторая симфония (опус 27) была с воодушевлением воспринята обществом. В ней угадывается то же отношение к России – прошлой и настоящей, что и в цикле Александра Блока «На поле Куликовом». Неслучайно оба выдающихся сочинения увидели свет в один год. Третий концерт ре минор, был написан и представлен годом позже, в 1909-м. Премьера Концерта № 3 состоялась в Нью-Йорке, за роялем был автор.
Возможны изменения