Более подробно о предстоящих первых открытых Международных мастер-классах по дирижированию в Томске рассказывает первый помощник инициатора проекта Владимира Понькина в предстоящем учебном процессе, московский дирижёр, доцент Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина Игорь Берендеев.
Мастер-классы для дирижёров в Томске продлятся шесть дней: пять дней занятий и гала-концерт. Мало этого или много, чтобы овладеть новыми навыками и повысить свою квалификацию?
– Этого достаточно, чтобы участник получил новую информацию и извлёк пользу. Дни будут очень насыщенными: будет ежедневная работа с профессором по его уникальной методике, занятия с концертмейстерами и оркестром, подготовка произведения к гала-концерту. Сам концерт – возможность выйти к публике, заявить о себе и в профессиональном сообществе и поработать на своё будущее – всё это стоит того!
Сейчас уже известно, что приедут дирижёры из Китая, Эквадора, из разных городов Сибири. Среди участников будут и томичи. У всех есть базовое высшее музыкальное образование, но опыт дирижёрский и школы – разные. До финала дойдут только 8 человек, которые подали заявки на активное участие в мастер-классах. Остальные отсеются на этапе работы с концертмейстерами.
Уточните, пожалуйста, сколько вообще этапов?
– Первый – отборочный. Желающие присылали видеозапись своей работы либо с оркестром, с концертмейстерами или с хором. Отбираем втроём: Владимир Александрович Понькин, Наталия Игоревна Чабовская (директор Томской филармонии. – Прим. автора) и я. Учитывая профессионализм и талант, заявившихся участников, мы приняли решение допустить к работе с концертмейстерами всех, кто подал заявки на активное участие – 30 человек.
Второй этап – работа с концертмейстерами. В Томск приедут две пианистки из Москвы, которые работают в классе Владимира Александровича уже около 10 лет и в совершенстве знают репертуар и его требования к студентам. Два дня в Органном зале участники работают одновременно с двумя концертмейстерами, то есть с ансамблем.
Почему рояль? Потому что многие симфонические произведения переложены для клавира. Есть даже концертные переложения для двух роялей. При этом мануальная техника дирижёра остаётся той же, как если бы он работал с оркестром – ведь звучит вся фактура. Конечно, ему надо в уме представлять тембры инструментов, примерную рассадку музыкантов.
Третий этап – работа с оркестром и с конкретной партитурой. Но к третьему этапу будут допущены только 8 человек. А оставшиеся переходят в категорию пассивных участников. Но они могут продолжить заниматься с концертмейстерами в свободное время, чтобы закрепить полученные знания.
Сорок минут на каждого участника. Вроде бы немного…
– Более, чем достаточно. Как всё происходит? Два человека работают с оркестром. Это примерно 1 час 20 мин. Потом перерыв. В следующем блоке другие два. Большой перерыв. Словом, в четыре блока все восемь дирижёров поработают над своими произведениями. Плюс финальные репетиции перед гала-концертом.
Если подготовка к гала-концерту – третий этап, то сам концерт – четвёртый?
– Я бы не называл гала-концерт – этапом. Это скорее возможность проявить себя, продемонстрировать свои навыки и талант.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В МАСТЕР-КЛАССЕ В КАЧЕСТВЕ СЛУШАТЕЛЯ
КУПИТЬ БИЛЕТ НА ГАЛА-КОНЦЕРТ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА (Билеты доступны и по «Пушкинской карте»)
Беседовала Татьяна ВЕСНИНА.
Продолжение следует.