Дирижирование в бассейне – это уникальная обучающая методика Владимира Понькина, профессора, народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижёра Томского академического симфонического оркестра.
По словам Владимира Александровича, в России этим больше никто не занимается, а быть может, и в мире тоже. Хотя эффективность таких занятий настолько высока, что даже после одного урока дирижёрские движения меняются кардинально.
– Крещендо – диминуэндо; форте – пиано; следите, чтобы давление на руку везде было одинаковое; а теперь – с внутридолевой пульсацией; сфорцандо на вторую долю; мягкое приземление на замах, – вот такие команды маэстро звучали вечером 19 декабря в бассейне «Политехник».
Дирижирование в воде и над водой – уникальный комплекс упражнений, разработанный Владимиром Понькиным – стал частью программы первых в Сибири Международных открытых мастер-классов по симфоническому дирижированию.
– А теперь создайте равномерное давление на руки: сопротивление здесь и сопротивление там – вот оно начало вашего правильного дирижирования! – объясняет своим ученикам маэстро. – Почувствуйте отдачу тела! Согласитесь, это удовольствие?
– Одно посещение бассейна – это примерно 10-15 занятий в моём классе в университете или в консерватории, – говорит Владимир Понькин.
Маэстро впервые позвал своих учеников в бассейн в Германии. В Италии он занимался с ними в море. А в Москве «тренирует» у себя на даче в Григорьевском в собственном бассейне размерами 4 на 8 метров.
– Результаты поразительные: после первого занятия в бассейне руки ребят меняются кардинально и становятся именно такими, какими я желаю их видеть, – подчёркивает Владимир Понькин. – Ведь это ощущение движения в воздухе они сразу же хватают на лету, будучи в воде. Это самое главное.
Добавим, что в числе участников мастер-класса в Томске есть и ученики Владимира Понькина – как уже закончившие обучение, так и находящиеся в образовательном процессе. И то, что они сейчас в Томске, говорит о многом.
– Я учился у Владимира Александровича в магистратуре в Москве с 2019 года по 2021 год, – рассказывает активный участник мастер-классов Максим Наговицын. – Потом вернулся в Якутию, работаю там в филармонии в качестве дирижёра. Это мои первые мастер-классы по дирижированию. Мне очень интересно работать с профессором и наблюдать за работой коллег: дирижёр – это же всегда поиск, не может быть одной и той же точки зрения на произведение. Соотнося разное видение, можно найти то, что устраивает лично тебя.
– Я первый год учусь у Владимира Александровича в ассистентуре-стажировке, Игорь Берендеев также работает с нашим классом, – говорит ещё один активный участник интенсива для дирижёров Дмитрий Королёв. – Когда я узнал о мастер-классах в Томске, сразу понял, что надо ехать: пока мои преподаватели здесь, в Москве делать нечего (улыбается). Хотя у меня самого будет концерт 25 декабря – дирижирую «Реквиемом» Моцарта. Мне очень интересно находится сейчас здесь в Томске, быть участником этого невероятного творческого процесса.
Студенты не просто слушают и уважают своего учителя, они очень тепло к нему относятся, потому что он отдаёт им всё, что может, без остатка, щедро делясь всем, чем обладает в профессии сам.
Владимир Понькин своей главной задачей как педагога видит воспитание самостоятельности в работе с концертмейстерами. То есть каждый из студентов должен по-своему построить исполнительство любого произведения.
– Я предпочитаю развивать индивидуальность в каждом, – делится Владимир Александрович. – У меня очень разные студенты. Кто-то в первый год обучения показывает поразительные результаты, а кого-то учится уже и два, и три года, и, вроде, очень старается, но до сих пор остаётся для меня загадкой. Но ничего, разгадаю, и из них тоже будет толк! Обязательно будет!
Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и Наталья БАРОВА