Активные участники Международных открытых мастер-классов по симфоническому дирижированию второй день занимаются с Томским академическим симфоническим оркестром. Руководит процессом художественный руководитель и главный дирижёр этого высоко профессионального коллектива Владимир Понькин, профессор, народный артист России.
Ради этой практики многие ехали в наш сибирский город издалека. В то время как томичам, обучающимся дирижёрской специальности, достаточно было просто добраться до Томской государственной филармонии, чтобы поработать с выдающимся дирижёром современности и самым дорогим инструментом в мире – симфоническим оркестром.
– Участие в мастер-классах дают ценный опыт – и новые знания, и новые навыки, а ещё это определённая проверка себя: а что ты можешь? – делится активный участник Ольга Алёшина, главный дирижёр Северского музыкального театра, художественный руководитель и дирижёр Томского муниципального русского оркестра. – Когда долго вращаешься в одной и той же среде, привыкаешь и начинаешь думать, что ты крутой. Но когда попадаешь в другую, открываешь о себе много нового.
– Во время занятий у меня от волнения, казалось, вот-вот выпрыгнет сердце, хотя, казалось бы, 20 лет стажа… – вспоминает Ольга Сергеевна. – Теоретически ты понимаешь, что надо «стеночку красить, фресочку рисовать». Но одно дело, когда ты говоришь это своим ученикам, а другое, когда ты становишься на их место и тебе говорят: «Ну что же это за руки?»
Ольга Алёшина считает, что участвовать в таких мастер-классах просто необходимо.
– Музыкантам, как и представителям любой другой профессии, нужны курсы повышения квалификации, – говорит Ольга Сергеевна. – Нужно «макание» в другую среду, в данном
случае, в другой оркестр: из народного в симфонический, из симфонического – в хоровую музыку… Нужна смена репертуара. Я работаю в театре, у нас совершенно другой репертуар. Я целыми днями сидела, слушала, впитывала, порой, мне казалось, что я вообще в какой-то нереальный мир попала. Такая учёба выматывает страшно. Но это интересно. Это что-то новое в жизни. Тебя взбодрили. Как будто новую кровь влили. И это, конечно, даёт свои результаты.
Для концертмейстеров мастер-классов Ирины Тафровой и Карины Игнатьевой обучающий интенсив в Томске – третий по счёту проект Владимира Понькина.
– Мастер-классы в холодной Сибири очень тёплые по атмосфере, – отмечает Карина Игнатьева, концертмейстер Академии им. Маймонида Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина.
– Предыдущие мастер-классы проводились в Москве, и после занятий мы сразу же расходились по домам или разбегались по своим делам, а здесь у нас есть возможность провести с ребятами вечер, обсудить день, выслушать их впечатления, может быть, что-то посоветовать, – добавляет Ирина Тафрова, артист Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и ансамбля солистов «Эрмитаж», концертмейстер Академии им. Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина. – Больше погружения. Это самый настоящий интенсив.
Для волтарниста Томской филармонии Захара Никифорова эти мастер-классы – тройная удача. Во-первых, Захар Никифоров – студент Владимира Понькина. Во-вторых, дирижировать оркестром, в котором много лет работаешь, не так волнительно. И, в-третьих, работа происходит на хорошо знакомой и любимой сцене.
– Я давно мечтал обучаться дирижированию симфоническим оркестром, искал возможности, – рассказывает Захар Никифоров, концертмейстер группы валторн Томского академического симфонического оркестра, дирижёр Сводного духового оркестра Томской области. – У меня есть диплом дирижёра духового оркестра, но это совершенно другая специфика, и для работы с симфоническим оркестром этих знаний не достаточно. Второй год я обучаюсь в Московской консерватории в классе преподавателя Владимира Понькина. И теперь летаю к нему на уроки один, а то и два раза в месяц. Для меня большое счастье, что сейчас Владимир Александрович является главным дирижёром нашего оркестра. И что местом проведения своих мастер-классов он выбрал Томск.
Впереди у Захара Никифорова – участие в гала-концерте, которое станет для него дебютом как для дирижёра симфонического оркестра.
– На этих мастер-классах я уже получил объем знаний и навыков, сравнимые с теми, которые в консерватории я получил бы за семестр, если не больше, – говорит Захар Никифоров. – По количеству и по качеству. Это концентрат информации, необходимой для профессионализма.
Текст: Ирина ГЮНТЕР.
Фото: Елена АСТАФЬЕВА, Игорь ВОЛК.