Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Хочу стать дирижером! Такая возможность есть в Томской филармонии!

Первый опыт интерактивного семейного концерта «Хочу стать дирижером» (4 февраля 2023 года) прошел более чем успешно. Длинная очередь ребят от 6 до 16, выстроившаяся за автографами к маэстро Владимиру Понькину, доказывала правоту его идеи. Идея проста и радикальна одновременно: начинать обучаться искусству управления оркестром можно с раннего детства. Было бы желание. И был бы наставник.

Наставником стал главный дирижер Томского академического симфонического оркестра, а роли начинающих исполняли юные зрители симфонического концерта, которых маэстро приглашал прямо из зала. Желающих оказалось много. Если вначале дети робели, то под конец концерта лес рук покрывал весь зрительный зал. Отрадно было видеть, что рядом с детьми сидели их родители.

Но был ли это концерт? Или все-таки музыкальный урок по симфоническому дирижированию? Такую дилемму сразу задал маэстро своим обращением к залу: «Вы присутствуете на важном уроке. Мы будем не только знакомиться с оркестром и интересными произведениями, но и учиться дирижировать». С другой стороны, в программе концерта заявлены симфонические произведения Бетховена, Грига, Чайковского, Штрауса-сына и Дунаевского.

В пользу урока говорила манера общения маэстро с публикой: он спрашивал – зал отвечал, он показывал – зрители повторяли, он комментировал и объяснял – ученики запоминали, он вызывал «к доске», то есть на сцену – и отвечающий показывал то, что усвоил из объяснений.

Учить дирижировать Владимир Понькин начал с «теории». Сначала надо было разобраться, кто такой дирижер и зачем он нужен оркестру.

— Дирижер … Он может все, — ответил юный голос.
— Ты меня вдохновляешь! А что может дирижер без оркестра? – провоцировал Владимир Александрович. И тут же получил ответ: «Ничего».
— Дирижер – командир или коллега? – допытывался маэстро.
На этот вопрос однозначного ответа не последовало. Кто-то посчитал: «командир», но правильным оказался другой вариант. «Первый среди равных, — уточнил маэстро. — Но от дирижера зависит многое – как прозвучит произведение – громко или тихо, в каком темпе прозвучит, какой характер приобретет музыка».

И вот настал черед практики, которую Владимир Понькин навал «путешествием в неведомое». Показав основные движения дирижера, он вызвал на сцену самого смелого.
Им оказался учащийся детской школы искусств № 1 им. А.Г. Рубинштейна.
— Кто твой педагог?
— Лариса Алексеевна!
Имя этого педагога звучало чаще других, равно как и аплодисменты в ее честь. Секрет раскрыла сама Лариса Сальникова, педагог по академическому вокалу, которая привела на концерт весь свой хор мальчиков: «В седьмом классе у них есть предмет «дирижирование». Пусть этому учатся у такого замечательного дирижера». Аплодировали и Ольге Ивановне Пивоваровой, чья ученица тоже вышла к дирижерскому пульту, но призналась, что дирижером не хочет быть, потому что учится играть на скрипке.

Если увертюру И. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» дирижировали «хором», то остальные произведения — по очереди. Юные дирижеры передавали друг другу дирижерскую палочку, как эстафетную. На концерте разобрали, как звучат фрагменты из второй части Седьмой симфонии Людвига ван Бетховена, потом Владимир Понькин показал, как Петр Ильич Чайковский использовал мотив народной песни «Во поле береза стояла» в Четвертой симфонии, затем познакомил с особенностями дирижирования сюиты № 1 и № 2 Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена.

Наряду с уроками дирижирования слушатели получили и урок этики. Причем наглядный. Оркестр показал, как чувствует себя музыка, когда в зале слушатели разговаривают. Этот образ невнимательного слушателя получился настолько убедительным, что разговоры в зале тут же стихли. «Музыка – хрупкое создание. Ее нужно понимать сердцем, а не только слухом», — заметил при этом народный артист РФ Владимир Понькин.

Он учил начинающих дирижеров и кланяться, и благодарить оркестр за совместную работу, а публику за аплодисменты. Пожалуй, аплодисменты вместе с прозвучавшей музыкой и создавали атмосферу концерта. И, конечно, автограф-сессия, завершившая необычный концерт-урок.

— В какой-то степени этот был концерт, потому что оркестр исполнял классические произведения, и дирижер, сразу видно, – профессионал, — сказал по итогам мероприятия Александр Свешников, ученик 5 класса ДШИ № 1. – Но в какой-то степени – урок, потому что мы учились и даже получили домашнее задание – выучить 29-ю симфонию Моцарта.

«Урок» убедил Сашу в том, что «дирижирование – это может быть интересно, даже весело, главное – чтобы тебе было в радость». Однако следующий концерт он предложил назвать «Почему я не хочу стать дирижером». Хотя сам связывает свое будущее со сценой, но, скорее, как вокалист. Кстати, на сцене Органного зала Александр Свешников уже пел и не раз в составе хора.

— Я забоялась, но приходить на такие концерты хочу, — сказала семилетняя Даша Дикая, несмотря на то, что не решилась выйти на сцену.

— Вот когда немного подрасту, тогда и я пойду туда, — призналась еще одна юная слушательница по имени Алиса, указывая на сцену и оркестр. На этом концерте она дирижировала из зала, сидя на коленях у мамы.

Был еще один урок, который получили родители: детские сердца открыты классической музыке, даже очень «взрослой». И этому стоит учиться у детей.

Следующий урок для юных дирижеров состоится 2 апреля. Купить билеты можно уже сейчас (в том числе и по Пушкинской карте)

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА