Уникальность и современность Островского-драматурга заключается в том, что он вывел на театральную сцену «новых людей» – представителей купеческого сословия. Все мы помним, что сюжеты своих пьес Александр Николаевич брал из жизни, поскольку долгое время работал писарем в Совестном суде. Полторы сотни лет назад судьи такого заведения разбирали бытовые споры: раздел имущества, семейные долги, неверности супругов…
Отсюда – основная тема пьес – браки. Во времена Островского многие люди видели счастье именно в удачном браке, а без свахи устроить личную жизнь было практически невозможно. Подробно об этой важной «посольской должности» мы рассказали здесь. Главная задача, которую «заказчики» ставили перед свахой – найти себе или своим детям беспроигрышную партию.
– Все пьесы Островского строятся вокруг так называемых матримониальных вопросов: либо невесте нужен жених, либо жениху – невеста, в любом случае, важная идея практически всех пьес Островского в том, что «Счастье заключается в браке», – объясняет кандидат филологических наук, музыкальный редактор Томской филармонии, автор сценария проекта «Островский в музыке» Татьяна Веснина. – У героев пьес Островского есть определённые идеалы в отношении второй половины. Однако в сюжетах мы видим, что брак – это цель. Но не обретение счастья. Не находит счастья Бальзаминов в удачной партии с вдовой Белотеловой в «Женитьбе Бальзаминова». Несчастны Катерина и Тихон в «Грозе». Нет брачного счастья у Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» и так далее.
Брак в те времена – это скорее бизнес-партнёрство, когда семьи объединяли капиталы или пытались решить финансовые проблемы своей семьи.
Вечером 29 апреля в проекте «Островский в музыке» ещё раз вспомним героев пьес Островского. И обязательно найдём своё счастье!