Чем хорош фестиваль «Лето Балета»?
Балет с французского переводится как «танец». Описать танец словами сложно. Но его можно почувствовать! Шесть балетов, которые привозит в Томск Классический национальный русский балет МОСКВА (художественный руководитель – Виталий Бутримович), заставят томского зрителя смеяться, плакать, мечтать, задуматься о чем-то важном… Этим и хорош фестиваль «Лето Балета».
А еще он хорош тем, что в самой непринужденной форме знакомит с историей балета. Это раз. Представит эталоны классического балета – «Жизель» Адана, «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Это два. И, наконец, три – «Лето Балета» будет интересно как искушенному балетоману, так и понятно даже ребенку, который впервые пойдет «на балет». Все концерты фестиваля «Лето Балета» участники проекта «Пушкинская карта».
Ведь балет – это сказка!
Балет – это путь в избранное общество!
Балет – это красиво!
Балет – это незабываемо!
Когда день рождения балета? Что такое «белый балет»? Кто такие вилисы?
Ответы на эти вопросы даст балет «Жизель» Адольфа Адана.
Сегодня это один из самых популярных балетов в мире, вершина классического романтического балета. Но 28 июня 1841 года зрители Королевской академии музыки и танца (парижская Опера на улице Ле Пелетье), купившие билеты на премьеру балета «Жизель, или Вилисы», не знали, что они присутствуют на рождении мирового классического романтического балета. Именно в этот вечер пролегла граница между старым и новым балетом.
Новый был основан на романтическом сюжете о великой любви и таинстве превращений. Жизель – имя крестьянской девушки. Она юна, прекрасна, простодушна, влюблена в жизнь и в танец. В нее влюбляется граф Альберт, но представляется ей крестьянским парнем по имени Лойс. Лесничий Ганс, тоже влюбленный в Жизель, пытается помешать Альберту объясниться в любви, но Жизель сердится на Ганса, не слушает его, она – во власти любви и танца. И все-таки Гансу удается раскрыть обман, Жизель настолько потрясена, что она умирает на глазах у графа Альберта, его невесты и его отца. После смерти возлюбленной Альберт и Ганс горюют и по очереди приходят к могиле Жизели. В лунном свете появляется Мирта, повелительница вилис – лесных духов. Все они при жизни были обмануты мужчинами, а после смерти превратились в грозных мстительниц. Мирта вызывает вилис, чтобы они встретили новую подругу и отомстили Альберту и Гансу. Они губят Ганса, готовы умертвить и Альфреда, но Жизель старается защитить своего возлюбленного, она просит Мирту пощадить молодого графа… С рассветом видения исчезают, граф жив, но Жизель покинула его навсегда.
У истоков этого великого балета стоят два поэта-романтика: Генрих Гейне, рассказавший предание о вилисах, танцующих в ночи, и Теофиль Готье, принесший в сюжет повествование о великой трагической любви, которая сильнее смерти. Готье сначала сочинил либретто под названием «Вилисы», но прежде, чем отдать его хореографу Коралли, призвал на помощь профессионального либреттиста Жюля-Анри Сен-Жоржа.
Балет «Жизель» многое унаследовал от балета «Сельфиды», в том числе и образ танцовщиц в белом тюнике с венком цветов на голове. Именно в таком облике появляется Жизель, ставшая вилисой, во втором действии. Белый цвет – цвет абсолюта. Поэтому «белый балет» — это романтический идеал, тоска по идеалу, и балерина в арабеске стала его графической формулой.
«Жизель» в России появилась благодаря Мариусу Петипа, и дату премьеры балета в Петербурге – 2 февраля 1884 года – можно считать вторым днем рождения балета. С тех пор он никогда не сходил с театральных подмостков.
В Томске балет «Жизель» можно увидеть 18 июля. Большой концертный зал. Начало в 19:00 часов. Билеты доступны и по «Пушкинским картам».