Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Денис Мацуев и Владимир Понькин открыли 78-й концертный сезон Томской филармонии

Оздоровление души

Открытие 78-го концертного сезона Томской филармонии смотрели 2000 человек! Половина из них – в режиме онлайн, потому что в зале попросту закончились места. Пожалуй, впервые за последние 20 лет, на главный осенний концерт сезона билеты были раскуплены за месяц до назначенной даты.

Томск ждет Дениса Мацуева, Томск принял и полюбил Владимира Понькина, Томск по-прежнему верен своему симфоническому оркестру.

Минуты сладкого томленья

Лишнего билетика у входа в БКЗ не спрашивали только по той причине, что желающие услышать и увидеть, но не успевшие осчастливить себя местом в зале, подключались к онлайн-трансляции концерта. Так что смело к тысячи оффлайновских зрителей можно приплюсовать еще тысячу онлайн просмотров. Трансляция шла в режиме реального времени концерта и после была удалена с каналов.

Радостное оживление, которое предшествует долгожданному событию, царило на всех трех этажах Большого концертного зала за несколько минут до начала концерта. Филармония кипела от наплыва эмоций, ожиданий, впечатлений. Меломаны, желающие услышать Третий концерт Рахманинова в исполнении Мацуева, настраивались, знакомясь с фотовыставкой, посвященной 150-летию Сергея Рахманинова, что развернута в зрительском фойе.

Когда мои друзья с собой

Тем временем за кулисами оркестранты в парадной одежде, как будто все разом помолодевшие, тоже настраивались на встречу с публикой. В нетерпеливом ожидании по коридору ходил лауреат конкурса Чайковского (2015), скрипач Гайк Казазян – ему предстояло открывать концертную программу. Готовилась к своему выходу и обладательница Гран-при конкурса Чайковского (2023), обладательница красивого меццо-сопрано Зинаида Царенко.

Молодых звезд академической музыки привез с собой Денис Мацуев. Ведь одновременно с открытием 78-го концертного сезона Томского академического симфонического оркестра открывался и VIII фестиваль «Денис Мацуев и друзья».

За восемь лет существования фестиваля томичи услышали немало звезд мировой музыкальной сцены. Имя солиста Московской филармонии Гайка Казазян тоже знакомо томскому слушателю. А вот имя Зинаиды Царенко, солистки Мариинского театра, на фестивальной афише появилось впервые.

— Но в Томске я уже пела, здесь, на этой сцене, — удивила нас гостья из Санкт-Петербурга. – В 2012 году я участвовала на конкурсе «Сибирская Романсиада» как студентка второго Новосибирского колледжа им. Мурова. Помню, был ноябрь, холодно… Когда я сегодня ехала от аэропорта до города, вспоминала свои студенческие годы в Новосибирске, а в Томске природа похожая.

В число друзей Мацуева Зинаида попала сразу после победы на конкурсе Чайковского в этом году, но уже успела вместе с хэдлайнером фестиваля выступить на нескольких концертах. В Томске она готовилась спеть арию Любаши из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова и арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса. Как призналась певица, в образе Любаши она уже выходила на сцену Мариинского театра, а партия Далилы – пока еще в мечтах, и томский концерт — это своего рода попытка вжиться в образ. Надо сказать, автору этих строк довелось в марте этого года присутствовать на премьере «Набукко» Верди в Мариинском театре, где Зинаида Царенко дебютировала в партии Фенены, дочери царя Навуходоносора и справилась с ней достойно.

Вопрос к Римскому-Корсакову

В кабинете у художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра ощущалась та же атмосфера предвкушения праздника. Народный артист России Владимир Понькин внимательно изучал партитуру «Царской невесты». Дирижерский фрак висел рядом.

— Дорабатываю арию Любаши, — пояснил Владимир Александрович. – У меня вопрос к Римскому-Корсакову: в спектакле Любаша, спев арию, убегает за кулисы, а у нас концерт, солистка не побежит, а что делать мне? Играть ровно: така-така-така-та? Или сделать: такатака-та, такатака-та (интонационно Понькин ускоряет темп, — Т.В.), то есть имитировать ее убегание?

— Что Николай Андреевич на это говорит?

— Он очень хитрый. В каждой своей партитуре написал: «Никакой ноты не менять»!

В первом отделении следом за арией Любаши шло еще одно сочинений этого композитора – «Шехеразада». Дивной красоты музыка. Пожалуй, никто другой так не чувствовал и не передавал красоту моря, водной стихии, как морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков, совершивший кругосветное путешествие на корабле. (Эти важные сведения спустя несколько минут сообщит слушателям ведущий концерта Евгений Шевелев).

— С каким настроением Вы вступаете в новый сезон?

— Чувствую огромный прилив сил. Оркестр звучит прекрасно. Но чем лучше оркестр, тем слышнее недостатки. Поэтому ясно обозначена линия на рост качества. Подчеркну: превосходного качества. И, конечно, намечена очень серьезная работа с публикой. Потому что ожидается много интересных новых произведений, на которых учится не только оркестр, но и совершенствует свой вкусовой (эстетический) критерий слушатель. Продолжаем серьезно работать с детской аудиторией. Потому что у меня в этом сезоне количество юных дирижеров резко возрастет.

— Открытие сезона совпало с Вашим днем рождения. Давно сложилась такая традиция – отмечать свой новый год за дирижерским пультом?

— В прошлом году я тоже открывал сезон в свой день рождения. Это все Денис Мацуев «виноват», — улыбается маэстро. – Он придумал проводить свой фестиваль в эти дни. А так как мы с ним земляки, иркутяне, то решили вместе праздновать.

Обычно не люблю отмечать дни рождения. Не отмечается жизненный рубеж. Я хочу бесшовно двигаться дальше. Но сегодня я необычайно тронут тем, что столько прекрасных людей меня поздравило! Оркестр очень тепло приветствовал меня на репетиции, с поздравлениями и пожеланиями позвонил губернатор Томской области, Владимир Владимирович Мазур… Очень тронут.

Кармен, Любаша, Далила, Шахеразада vs Рахманинов

И оркестр грянул туш, когда ведущий концерта Евгений Шевелев объявил, что сегодня, 22 сентября, Томская филармония отмечает три важных события вместе: открытие 78-го концертного сезона, старт фестиваля «Денис Мацуев и друзья» и 72-ю годовщину со дня рождения художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра, народного артиста России Владимира Понькина.

Торжественное и бравурное вступления уравновесила нежная, лирическая «Мелодия» — третья пьеса из цикла «Воспоминание о дорогом месте» Петра Ильича Чайковского. Скрипка Казазяна трепетно передавала глубокую благодарность и пиетет композитора перед женщиной, которой он был обязан многими часами вдохновения. Имя этой женщины – Надежда фон Мекк, меценатка и покровительница Чайковского. Цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» писался в ее винницком имении Браилово.

Для концерта было взято переложение этого сочинения для симфонического оркестра. К слову, все три пьесы этого цикла входят в число обязательных произведений на Международном конкурсе имени Чайковского. Так что Гайк Казазян исполнением «Мелодии» отдал дань конкурсу Чайковского, который стал для него великолепным стартом для исполнительской карьеры.

Тень Женщины, разбуженная «Мелодией», явилась и во втором произведении, исполненном с вдохновением и азартом, но уже в облике роковой цыганки Кармен. Концертная фантазия на темы оперы «Кармен» Бизе для скрипки с оркестром Пабло де Сарасате отличается технической сложностью и требует от исполнителя виртуозности и… жизнерадостности. Поэтому и воспринимается всегда и всюду на «ура». Неслучайно входит в обязательный репертуар ведущих концертных исполнителей, часто исполняется на конкурсах.

Как пламенный патриот Испании композитор для интерпретации выбрал в оперном «треке» танцевальную музыку с отчетливо испанским колоритом – арагонезу, хабанеру, сегидилью и цыганский танец. Скрипка Гайка Казазяна удивительно точно передала не только колорит, но и характер главной героини оперы.

Два женских образа, не менее страстные и решительные, чем Кармен, явила томской публике меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко. Высокая, статная, красивая она вписывается в типаж роковых красавиц, способных, как вдохновить, так и погубить. Однако на концерте этой губительной страсти в голосе Царенко мы не почувствовали, но по достоинству оценили ее безупречный вокал.

Сладкоголосую, умную и чувственную Шехеразаду на сцене Томской филармонии представляли солирующая скрипка Семена Промое и аккомпанирующая ей арфа Екатерины Лаптевой. Скрипка и арфа вели партию главной героини симфонической картины Римского-Корсакова мягко, чаруя и завораживая. И в этой мягкости было столько силы, что она легко покоряла строптивое и ревнивое сердце султана Шахрияра (резкие и грозные унисоны медных духовых и струнных переходили в нежное пианиссимо), вдохновляла Синдбада-морехода (нежное соло флейты Евгения Некрасова рисовало бегущий по волнам корабль) в борьбе с морской стихией (возгласы духовых на фоне тревожно звучащих струнных).

Во втором отделении концерта Тень Женщины, навеянная музыкой Чайковского, Сарасате и Римским-Корсаковым, растаяла под напором «титанической» (по определению Б. Асафьева) фортепианной партии в Третьем концерте для фортепиано с оркестром ре минор Сергея Рахманинова. А может быть, она стала образом России, важным и лейтмотивным в творчестве самого русского композитора.

В год 150-летнего юбилея Рахманинова Денис Мацуев, который считается одним из лучших интерпретаторов его музыки, не мог не включить это сочинение в свой концерт. С ним у пианиста связаны самые дорогие воспоминания – именно Концерт № 3 ре минор он, тринадцатилетний мальчик, играл на отборочном туре «Новых имен» в родном Иркутске, когда его заметила Иветта Воронова и предложила переехать в Москву, начать жизнь концертирующего музыканта.

С тех самых пор этот рахманиновский шедевр (один из сложнейших, в нем 50 тысяч нот) Мацуев сыграл, по его словам, более 300 раз с самыми лучшими оркестрами и дирижерами. Заметим, с Томским оркестром Концерт № 3 в рамках фестиваля он играл во второй раз. Сегодня музыка, сочиненная более века назад и впервые исполненная в Нью-Йорке, рождала новые смыслы. Широта и мощь, сентиментальность и боль за Родину, душевные метания и духовный стержень – все слышалось в этом гениальном сочинении.

Игра Дениса Мацуева и музыка Сергея Рахманинова вызвали в душе каждого слушателя то самое состояние, которое еще Аристотель называл катарсисом – очищением, оздоровлением души.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА