Пятое марта. Пять пьес для скрипки с оркестром. Пятая симфония. И еще весна. И предстоящий женский праздник. … Случайны ли совпадения для одного концерта?
Владимир Понькин, главный вдохновитель концерта «Чайковский», лукаво улыбаясь, говорит, что «это чистое совпадение». Неслучайно только желание исполнить музыку Петра Ильича Чайковского. Потому что она, по мнению художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра», наполнена любовью:
— В этих случайных совпадениях прослеживается некоторая закономерное движение к женскому празднику – 8 Марта. И мне очень хотелось бы, чтобы все слушатели почувствовали, насколько эта гениальная музыка говорит об особой любви. Это любовь – не тот юношеский порыв, это любовь зрелая, выстраданная, которая преодолевает рок и смерть. Это касается и Пятой симфонии, и пяти скрипичных пьес, которые были написаны как дань благодарности замечательной женщине – Надежде Филаретовне фон Мекк.
Именно она на протяжении более 10 лет обеспечивала финансовое благосостояние композитора и давала возможность творить. Ей посвящена Четвертая симфония, а о ходе сочинения Пятой Петр Ильич регулярно информировал своего «лучшего друга», «ангела-хранителя».
Совпадение это или концепция, выстроенная на цифре 5? Рассказывает Семён Промое, концертмейстер Томского академического симфонического оркестра:
– Когда маэстро спросил, что из Чайковского я хотел бы исполнить соло, я ответил, что 5 пьес для скрипки с оркестром. И уже после этого я узнал, что концерт состоится 5 марта и в его программе уже заявлена симфония № 5. Эту симфонию я люблю со студенчества. Она находит отклик в сердце любого человека. А цикл пьес для скрипки, которые имеют символическое значение для нашей программы, называется «Воспоминания о дорогом месте». Три пьесы – «Размышление», «Скерцо», «Мелодия» — написаны в 1878 году и посвящены воспоминаниям об усадьбе Надежды фон Мекк в Винницком уезде Подольской губернии, где гостил композитор. Я добавил еще две скрипичных пьесы, чтобы попасть в «магическое» число 5.
К этим «случайным совпадениям» стоит добавить, что замысел Пятой симфонии родился ранней весной 1888 года, то есть 135 лет назад. В тот год Томск жил ожиданием открытия императорского университета. Спустя 135 лет Томский симфонический оркестр исполнит произведение, мысль о котором родилась весной.