EnglishRussian

Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Мастер-классы: День третий – работа с оркестром

Большой концертный зал Томской филармонии. На сцене – Томский академический симфонический оркестр. За дирижёрским пультом одновременно находятся два музыканта – мастер и ученик.

Ученик работает с оркестром, а мастер – с учеником. Мастер – это Владимир Понькин, профессор, народный артист России, главный инициатор первых в Сибири Международных открытых мастер-классов по симфоническому дирижированию. А ещё – и это большая удача – художественный руководитель и главный дирижёр крупнейшего профессионального музыкального коллектива Томской области.

Учеников у него сегодня много, гораздо больше, чем изначально планировалось, и по прошествии определённого времени они сменяют друг друга на дирижёрском подиуме.

Маэстро Владимир Понькин не скупится на похвалу. Очевидно, что достижения участников мастер-классов его радуют. Очень много добрых слов в этот день, как, впрочем, и в предыдущий, прозвучало в адрес активной участницы Вероники Кунцевич из Екатеринбурга.

Вероника Кунцевич – студентка 5-го курса Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского и ассистент главного Уральского юношеского симфонического оркестра под управлением Антона Шабурова (оркестр является первым региональным филиалом Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Ю.А. Башмета).

– 23 декабря я ассистирую главному дирижёру Симфонического оркестра Оперной студии УГК на премьере «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, – рассказывает Вероника Кунцевич. – Подавая документы для участия в мастер-классах, я понимала, что гала-концерт, в любом случае, пропущу, но всё равно приняла решение участвовать.

Кстати, о мастер-классах Вероника Кунцевич узнала от педагогов консерватории, которые сказали: «Пробуй!» «Хорошо, не вопрос!» – ответила студентка. И так оказалась в Томске. Ведь такие занятия – это, по всеобщему мнению участников, «колоссальная экономия времени обучения» и «хороший способ взять и резко вырасти».

– Мне очень близок подход Владимира Александровича: мы оба как будто бы работаем по схожей методике – через физиологию, – продолжает Вероника Кунцевич. – Это когда чувствование тела – через снятие блоков и зажимов – приводит к лучшей звукопроводимости. Я на этом росла в классе фортепиано в колледже. Когда из-за физических проблем я не могла играть, педагог сделала всё, чтобы моя рука стала звукопроводимой, так вот я до сих пор играю! Владимир Александрович работает с тем, с чем мы все в какой-то степени боремся. У кого-то тело слишком расслабленное, соответственно, и звук, производимый в руках, такой же. Или, наоборот, у меня и у некоторых других участников мастер-классов зажаты определённые участки тела. Зажимы тоже не дают звука того качества, которое нужно в том или ином произведении.

Также Вероника Кунцевич имеет полное представление о внутридолевой пульсации, на которой так часто делает акцент Владимир Понькин. И, конечно, и маэстро, и его ассистент это тоже сразу отметили: «Очень талантливая. Очень волевая. У неё есть все предпосылки, чтобы стать хорошим дирижёром».

От репетиции с Томским академическим симфоническим оркестром у Вероники Кунцевич остались хорошие впечатления, несмотря на то, что не всё удалось так, как ей хотелось бы.

За работой активных участников мастер-классов с любопытством наблюдают пассивные участники. В их числе – София Карпова, концертмейстер и солистка Томского муниципального русского оркестра (домристка).

– Когда я увидела афишу мастер-классов, я сразу поняла, что это будет очень захватывающий и увлекательный проект, – вспоминает София Карпова. – Когда я прихожу домой, я пересматриваю трансляции: мне интересно всё до мелочей. Я очень вдохновлена! Я вдохновлена маэстро, прежде всего. Сколько у него такта, сколько терпения, сколько сил и желания помочь каждому! А как приятно общаться с другими участниками мастер-классов! Всё это меня, конечно, очаровывает, и хочется вращаться в кругу именно таких людей. И знаете что? У меня появилось желание заниматься дирижированием!

День завершился напутствиями, которые маэстро Владимир Понькин дал каждому участнику своего обучающего интенсива, работающего в этот день на сцене.

– У вас должно быть время для самостоятельной работы, – подчеркнул маэстро. – Созревайте сами. Самое главное, помните: всё, что вы сейчас получили, это – отправная точка. А шлифовать вас нужно ой сколько. Ну, звоните! И если надо – напрашивайтесь, найдёте меня, в общем.

– Все ребята очень выросли за эти три дня работы с концертмейстерами, – подвёл промежуточные итоги обучения ассистент мастера курсов Игорь Берендеев, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования и руководитель симфонического оркестра Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина. – Все участники – замечательные музыканты, очень чуткие, очень отзывчивые. Я уверен, что оставшегося времени хватит для того, чтобы они сумели показать тот максимум, на который способны.

Оценить работу участников мастер-классов зрители смогут уже совсем скоро – на Гала-концерте «Девять дирижёров».

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ГАЛА-КОНЦЕРТ

Билеты в кассах и на сайте. Концерт входит в проект «Пушкинская карта».

Текст: Ирина ГЮНТЕР.
Фото: Елена АСТАФЬЕВА, Игорь ВОЛК.