Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Мастер-классы. День второй. Часть первая

В Томске продолжаются первые в Сибири Открытые международные мастер-классы по симфоническому дирижированию, организованные Томской филармонией и Региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области.

Первая часть занятий второго учебного дня проводилась в Органном зале Томской филармонии, вторая – в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Политехник».

Несмотря на большое число активных участников, никто не оказался обделён вниманием маэстро – выдающегося дирижёра и профессора, народного артиста России Владимира Понькина.

С одной стороны, рекомендации маэстро универсальны, с другой — каждый получил именно те, следуя которым сможет в кратчайшие сроки качественно улучшить свою работу и выйти на новый уровень мастерства.

Участники мастер-классов постоянно подчёркивают, что «Владимир Александрович – преподаватель от Бога», что он «чётко видит потенциал каждого находящегося перед ним музыканта» и что «даже одно занятие с профессором очень сильно продвигает в профессии».

Владимир Понькин учил активных участников мастер-классов рисовать дирижёрской палочкой прекрасные музыкальные картины и даже танцевать.

Академические знания, поданные в отеческой манере, моментально становились новыми навыками.

«Оля, а тише можешь? Там какой динамический оттенок, помнишь? Пробуй! Это лучше, молодец! Обрати внимание на смену динамики, это резче должно быть. Дома постарайся, пожалуйста, всё это делать медленно. И не петь».

Некоторые участники сегодня работали не только с концертмейстерами, но и с солистом.

«Максим, почему жесты такие крупные? Что это за Гулливер такой стоит за пультом?! Такое ощущение, что тебе звука не хватает, что ты беруши надел и тебе не слышно. Меньше жест! Это во-первых, а во-вторых, не дирижируй солистом – только аккомпанементом».

«Миша, не гони! Ты почему ускоряешь всё время? Пожалуйста, подружись дома с метрономом. И перестань приседать, ведь это, согласись, смешно. Есть контрабасовый стул здесь? А вот теперь располагайся и только попробуй мне присесть ногами».

«Дима, а теперь дай правильный импульс. И ещё я категорически запрещаю крутить восьмёрки и подпрыгивать!»

«Вероника, смотри, это второй, верхний план, а ты пользуешься нижним для показа верхнего. Используй секреты эхо! Молодец, очень хорошо, отлично, я ещё никого здесь так не хвалил. А теперь представь, что ты своими движениями создала потрясающую силу. Попробуй мыслить стратегически. Сейчас ты очень много работаешь. Но, порой, достаточно имперского взгляда или телодвижения».

И уже в конце произведения маэстро зааплодировал студентке: «Ты владеешь той степенью воздействия, которая позволяет тебе управлять, ничего не делая внешне. Браво!»

Под внимательным взглядом профессора рождающиеся звуки музыки становились всё гармоничнее и красивее.

Зрители с огромным удовольствием наблюдали за этим процессом: «Это просто потрясающе! Потрясающе красиво и потрясающе сложно», — отмечали присутствующие в зале ценители музыки.

Впереди еще три дня плодотворной работы. 23 декабря оценить результат Мастера и его учеников смогут зрители Большого концертного зала на гала-концерте «Девять дирижеров и один оркестр».

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ГАЛА-КОНЦЕРТ СЕЙЧАС (в том числе и по «Пушкинской карте»)

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Игорь ВОЛК