EnglishRussian

Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Мастер-классы: мнение оркестра

Как признаются участники первых в Сибири Международных открытых мастер-классов по симфоническому дирижированию, проходящих в настоящее время в Томске на базе Филармонии, им очень интересно участвовать в этом насыщенном творческом процессе.

Сегодня, 20 декабря, самые яркие участники допущены к работе с Томским академическим симфоническим оркестром.

Насколько это сложно, ответственно, волнительно для оркестра – в течение нескольких дней работать с 16 разными дирижёрами, а затем ещё играть по очереди с каждым из них в течение одного гала-концерта?

На этот и другие вопросы отвечают концертмейстеры и солисты Томского академического симфонического оркестра.

Денис Смирнов, концертмейстер группы гобоев: Скорее всего, волнительно будет дирижёрам, ведь перед ними стоит большая задача – заинтересовать 80, а то и больше музыкантов с первого взмаха своих рук и сделать их своими единомышленниками.

Татьяна Строкова, концертмейстер группы вторых скрипок: Не знаю, как для других, но для меня участие в мастер-классах – это работа. Волнуются пусть дирижёры-участники (улыбается). Что касается ответственности, то этот концерт не будет ничем принципиально отличаться от любого другого концерта, так как каждый концерт – это ответственность. Единственное усложнение – это количество. Просто нужно будет чаще переключать внутренние настройки на человека.

Марина Рябова, второй концертмейстер группы первых скрипок: Конечно, очень ответственно в течение нескольких дней работать с разными дирижёрами. Ведь задача оркестра – помочь молодым дирижёрам выразить свои мысли, чувства, концепцию произведения и донести это до слушателей.

Егор Быков, концертмейстер группы тромбонов: Лично я в таких мастер-классах буду принимать участие в первый раз. Для меня это очень волнительно и ответственно. Считаю, что все музыканты должны быть крайне собраны и максимально сконцентрированы на предоставленном музыкальном материале для того, чтобы как можно более чётко и верно передать за этот небольшой, ограниченный период времени все «задумки» дирижëра. Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов то, что нужно какое-то время для того, чтобы привыкнуть к дирижëрскому взмаху и полностью ему соответствовать.

Рустам Салманханов, концертмейстер группы контрабасов: Сложно физически, потому что программа гигантская, много произведений надо качественно отработать в короткие сроки, да ещё и с разными дирижёрами, под которых надо индивидуально под каждого перестраиваться.

Что нужно сделать дирижёру, чтобы понравиться оркестру, чтобы оркестр его принял и помог ему как можно лучше справиться со своими задачами?

Татьяна Строкова: Должна быть адекватная культура общения и профессионализм. Остальное приложится.

Марина Рябова: Дирижёру нужно быть искренним, понимать, что совместная работа с оркестром начинается с уважения друг к другу. Дирижёр должен уверенно чувствовать
себя в партитуре. Оркестр пойдёт за дирижёром, если он убедит оркестр в своей трактовке произведения.

А для оркестра в чём ценность участия в предстоящем мастер-классе? Можно ли сказать, что этот мастер-класс ещё и для оркестра тоже?

Рустам Салманханов: Для оркестра это, скорее, марафон, который надо достойно выдержать.

Татьяна Строкова: Я считаю, что очень полезно работать с разными дирижёрами. К счастью, в Томске есть такая возможность. Ведь всегда интересно познакомиться с новым образом музыкального мышления, стилем работы, манерой общения.

Марина Рябова: Для оркестра мастер-класс – это возможность показать высокий уровень мастерства. 16 дирижёров, разные трактовки, разные техники дирижирования – и всё это за несколько дней. Оркестр должен понять и помочь участникам мастер-класса показать то, что они хотят донести до слушателей.

Что ж, впереди ещё два дня насыщенной работы и заключительный гала-концерт «Девять дирижёров и один оркестр».

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ГАЛА-КОНЦЕРТ (в том числе и по «Пушкинской карте»)

Дорогие зрители, приходите на репетиции!

Международные открытые мастер-классы по симфоническому дирижированию уже вошли в историю культурной жизни нашего общества, и они точно стоят того, чтобы стать частью и вашей личной истории!