Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Международные открытые мастер-классы по дирижированию симфоническим оркестром: отвечаем на ваши вопросы

Более подробно о предстоящих первых открытых Международных мастер-классах по дирижированию в Томске рассказывает первый помощник инициатора проекта Владимира Понькина в предстоящем учебном процессе, московский дирижёр, доцент Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина Игорь Берендеев.

Как будет организована работа дирижеров – одновременно или по очереди?

– По очереди. У каждого своя программа. Участник выходит к пульту и начинает работать. И с ним начинают работать. Владимир Александрович стоит у каждого за плечом и подсказывает: что не так, что надо исправить. Я работаю с участником мастер-класса, если тому необходимы дополнительные занятия с концертмейстерами. Или нужны занятия по базовым вещам: по пульсации, по «сеткам», ауфтактам…

То есть участник попадает в ваши руки, и вы исправляете его руки…

– Это делается, чтобы на общих занятиях не тратить на это время. Но вернёмся к первому этапу. В один из дней после занятий в дирижёрском классе все идут в бассейн. И там занимаются по уникальной методике Владимира Александровича.

Об этой методике ходят легенды. Почему выбран именно бассейн? Дирижёры будут плавать? Сколько будут длиться «водные процедуры»?

– Занятие в бассейне занимает примерно час. Плавать не будут: будут стоять в воде и дирижировать под водой, то есть выполнять упражнения, разработанные маэстро. Для того, чтобы сформировать правильную пульсацию дирижеру важно ощущать сопротивление внешней среды. А вода – самый простой способ его почувствовать. Это ощущение правильной пульсации и лёгкого сопротивления надо запомнить и сохранять. Желательно навсегда. 

Сейчас я задам глупый вопрос с точки зрения дирижёра и всё-таки задам: а зачем дирижёру пульсация и что это такое?

– Есть такое понятие как внутридолевая пульсация. Когда крупный дирижёрский жест наполнен мелкой пульсацией. Представьте себе движение маятника. Есть верхний маятник – метроном, есть нижний – часы. Маятник часов – базовое движение для многих дирижёрских сеток. В этом движении, допустим, четыре счёта (раз-два-три-четыре), но надо держать в уме и внутридолевую пульсацию: «та-та-та-та», «та-та-та-та», «та-та-та-та»… Чтобы легче вам было представить, сравню с денежными единицами: есть рубль, есть копейка, сто копеек в рубле – это и есть внутридолевая пульсация.

Очень важно, чтобы любой жест дирижёра был заполнен такой пульсацией. Если она будет неровной, то музыканты не смогут играть «по руке» дирижёра: рука не будет для них ориентиром. В этом случае дирижёр не сможет управлять ни музыкальным временем, ни музыкантами. Поэтому внутридолевая пульсация – одно из главных понятий в дирижировании.

И это главное понятие отрабатывается в бассейне, так? Какие интересные открытия! Но я – не музыкант, а дирижёры, участники мастер-классов, наверняка, это всё знают.

– Не все.

Как не все? У всех же есть музыкальное образование.

– Кто-то только начинает учиться. Тем более, у каждого профессора своя методика. Про внутридолевую пульсацию вы не так часто можете услышать. Бытует распространённое убеждение, что любой может выйти к оркестру и начать бодро махать палочкой. Как известно, дирижёрская палочка не киксует (кикс – это неудачно взятая нота у духовых инструментов. – Прим. автора). А на самом деле, дирижирование – это сложное искусство, которому надо учиться не меньше, а то и больше, чем игре на инструменте. Никто не поедет на международный конкурс скрипачей, выучившись играть на скрипке по самоучителю.

Герой Николая Эрдмана не смог даже по самоучителю освоить игру на бейном басе, чтобы зарабатывать музыкой… Если серьёзно, то уникальная методика нашего маэстро – это его ноу-хау. Получается, он открывает свои секреты участникам мастер-классов?

– А у нас ни от кого секретов нет. Мы с удовольствием и радостью ими делимся. Хотя, вы правы, занятия для закрепления навыков внутридолевой пульсации – это цеховой секрет.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В МАСТЕР-КЛАССЕ В КАЧЕСТВЕ СЛУШАТЕЛЯ

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ГАЛА-КОНЦЕРТ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА (Билеты доступны и по «Пушкинской карте»)

Беседовала Татьяна ВЕСНИНА.
Продолжение следует.