Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Почему Брункера оценили только потомки?

За австрийским композитором, органистом и музыкальным педагогом Антоном Брукнером (1824-1896) закрепилась сомнительная слава «второстепенного композитора». Хотя его симфонии полны новаций. Концертная практика показывает, что, как правило, симфонии Брукнера не исполняют вместе с симфониями Бетховена или Моцарта. Его вообще редко «допускают к богослужению», намного реже, чем таких же поздних романтиков, как и он, и таких же «сложных», как Густав Малер и Рихард Штраус.

Одна из причин – его музыка сложная. Хотя, поверьте, очень красивая. Самая «короткая» симфония Антона Брукнера — № 2 — звучит более часа. Другие же симфонии длятся по два часа и более. Из-за своих новаций в музыке Брукнер не был понят современниками. Лишь столетие спустя его дар симфониста был оценен.

Вторая причина – «глобализм». Брукнер мыслил крупными формами – писал симфонии и большие мессы. Сочинений камерной музыки у него не очень много, в основном исполняют скрипичный квартет (1862) и скрипичный квинтет (1878). Заметим, Моцарта и Бетховена прославили именно «изящные миниатюры».

Наконец, третья причина – чудаковатость. Странности в поведении Антона Брукнера отмечали и современники, и исследователи его творческого наследия.

Брукнер любил переделывать свои произведения. Например, симфония № 2, которая прозвучит в БКЗ Томской филармонии уже 3 декабря, имеет 5 редакций. И одна на другую не похожа.

У Брукнера была мания подсчёта кирпичей и окон зданий, а также подсчёта количества тактов в своих гигантских оркестровых партитурах, чтобы удостовериться в их пропорциях, которые были статистически правильными (с его точки зрения).

Чудаковатость и статус непризнанного гения породили, с одной стороны, комплексы у самого композитора, с другой – карикатуры и анекдоты про него. Известно, что Брукнер столкнулся с недоброжелательными оценками критиков, которые называли его «пьяницей», и своих коллег – так Брамс заклеймил Брукнера презрительным именем: «симфонический удав».

Композитору пришлось мириться с карикатурами на себя. Бытовало мнение, что Брукнер давал чаевые дирижёру за то, что тот репетировал одну из его симфоний.

Убедиться, что Антон Брукнер – автор, который оставил заметный след в искусстве композиции, лично убедиться в том, его симфонии величайшие, грандиозные и амбициозные, мы приглашаем вас в БКЗ Томской филармонии 3 декабря. Концерт «Главный представляет…» — это серьезная музыка для серьезных людей.

Художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра, народный артист РФ Владимир Понькин вопреки сложившемуся мнению объединил в афише имена Моцарта и Брукнера, двух великих венцев.

Билеты, в том числе и по «Пушкинской карте», можно купить на сайте и в кассах Томской филармонии.