Вечером 31 августа Томская филармония представляет офлайн проект, который будет проходить одновременно на двух концертных площадках: на сцене Музейного сада известный томский скульптор Всеволод Майоров завершит работу над новой металлической скульптурой, на сцене Органного зала Томский академический симфонический оркестр будет исполнять Чайковского.
Музыка Петра Ильича уже вдохновила «железного» мастера и работа над созданием арт-объекта высотой в два метра идет полным ходом. Заключительный этап творчества скульптора пройдет под аккомпанемент симфонического оркестра.
Два произведения из музыкальной части программы — полонез из оперы «Черевички» и «Торжественный коронационный марш» — оркестр исполнит впервые.
— У нас богатая библиотека, но этих нот не было, потому можно предположить, что оркестр эти произведения не играл, — сказал дирижёр Томского академического симфонического оркестра Владимир Дорохов. — Старейшие музыканты оркестра тоже не помнят, чтобы они исполнялись.
А произведения очень известные! И у каждого – своя история, причём государственного масштаба.
Оперу «Черевички» (1874) Чайковский посвятил памяти Великой Княгини Елены Павловны. Произведение было востребовано при императорском дворе Романовых. Полонез звучит в третьем действии третьей части, когда объявляется о победе русских войск: «враг бежал, и крепости сдаются».
Вообще, отношения Чайковского с русским императорским домом запечатлены в целом ряде его произведений. Ещё одним из таких примеров является «Торжественный коронационный марш». Он был написан в 1883 году для коронации императорской четы Александра III и его супруги Марии Фёдоровны. В тот знаменательный день оркестром дирижировал Сергей Танеев. Затем марш появился в программах петербургских и московских симфонических собраний, а в 1891 году в исполнении американского оркестра под управлением самого Чайковского открывал знаменитый ныне «Карнеги-холл» в Нью-Йорке.
С 2008 года сокращённая версия произведения звучит во время инаугурации президента Российской Федерации — торжественной церемонии вступления в должность главы государства.
— Сентиментальный вальс мы раньше играли, но только в оригинальной версии для скрипки и фортепиано, — заметил Владимир Дорохов. — На концерте «СимфоСкульптура» мы будем играть его в переложении для скрипки соло и струнного оркестра, и это тоже своеобразная премьера.
КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт «СимфоСкульптура», в том числе и «Пушкинской картой»