Немного фатума в ваш утренний кофе
5 июня выступлением Томского академического симфонического оркестра Филармония завершила 79-й концертный сезон
Бредовая мысль – начинать день с трубного гласа. Но так случилось. И не по моей воле. В утренний час солнечного и теплого лета, когда на плите готовился кофе, и едва его аромат стал наполнять кухню, как из комнаты грянули фанфары… Я вздрогнула. Из компьютера звучала Четвертая фа-минорная симфония Чайковского. Ее я готовилась слушать вечером. Она стояла в программе концерта «Закрытие 79-го сезона». «Это знак. Немного фатума в ваш утренний кофе», – шутливо прокомментировал дирижер Игорь Берендеев казус с «трубным гласом».
Впрочем, казус объяснялся просто – компьютер при включении активировал прослушиваемую накануне музыку. Ведь к закрытию сезона готовились не только симфонический оркестр и его главный дирижер – Игорь Берендеев. Готовилась вся Томская филармония, все специалисты, отделы, службы… Для всех без исключения закрытие – серьезное и важное событие в жизни учреждения. Пусть и условная, но все-таки итоговая черта.
Но маэстро прав: «трубный глас» Четвертой симфонии – знак. Чайковский будто подсказывал, призывал посмотреть на итоги концертного сезона через призму фатума (рока, судьбы). Что ж, воспользуемся подсказкой.
Ключевое событие
Томский академический симфонический оркестр 79-й сезон начинал с одним главным дирижером, а закончил с другим. Таков главный итог. Он очевиден. Народный артист России Владимир Понькин, который возглавил Томский академический симфонический оркестр осенью 2022 года, то есть в 77-м сезоне, остался художественным руководителем коллектива.
С февраля концертами абонемента «Главный представляет» дирижировал Игорь Берендеев. Именно под его руководством оркестр исполнил произведения композиторов-юбиляров нынешнего года – Мориса Равеля, Рейнгольда Глиэра, Антона Брукнера и Рихарда Вагнера. По сути, Берендеев стал «руками» своего учителя, Владимира Понькина, и осуществил его замысел. Ведь выбор имен и программ этого абонемента был сделан художественным руководителем оркестра еще в прошлом году. Он и еще один ученик Понькина – Захар Никифоров заменили Владимира Александровича и на концертах абонемента «Хочу стать дирижером».
Официальное назначение Игоря Юрьевича Берендеева на пост главного дирижера произошло весной. Стала ли смена главного дирижера переменой судьбы оркестра? Едва ли.
– Вектор творческого движения оркестра не меняется, – утверждает директор Томской областной государственной филармонии Наталия Чабовская. – Во-первых, потому что художественным руководителем коллектива остается народный артист России Владимир Александрович Понькин. Во-вторых, Игорь Юрьевич – ученик Владимира Александровича. И, значит, налицо преемственность в подходе к работе с оркестром и в выборе программ.
Новый главный
Публика о назначении узнала 29 марта на концерте «Глиэр и Равель». Многие сочли решение логичным и ожидаемым. Новость была воспринята с радостью, в первую очередь теми слушателями, которые следят за музыкальной жизнью города.
С именем Берендеева связывают успех сложного проекта, осуществленного на стыке искусства и высоких технологий «Седьмая. Шостакович. Концерт-действо», который не однажды был представлен в Томске и нашел горячий отклик у публики Читы и Иркутска, где Томский академический симфонический оркестр в предыдущем сезоне побывал с гастролями. Перемены, инициированные им внутри абонемента «Литература в музыке», в частности, исполнение произведений крупной формы, стали менять и восприятие молодого слушателя.
За два минувших сезона томская публика не просто привыкла, но полюбила Игоря Берендеева. Его вдумчивая работа с партитурами, его интеллигентная манера управления оркестром, которую можно назвать «мягкой силой», его спокойствие и уверенность, его внимание не только к исполнительскому мастерству каждого музыканта, но к транслируемым смыслам звучащих произведений, его желание заразить своей идей оркестр и слушателей, – все это импонирует. Поражает и та абсолютная естественность, с какой он справляется со сложной задачей – добиться согласованного дыхания оркестра. Восхищает и его бесстрашие, с которым он берется за исполнение произведений, ранее в Томске не звучавших – будь то постановка концерта-перформанса «Исповедь» Эдисона Денисова, или исполнение Концерта для соло альта, хора и оркестра «Стикс» Гии Канчели.
Кстати, именно эти концерты стали яркими и запоминающимися событиями 79-го сезона. Балет «Исповедь» – не только российская, но и мировая премьера. То, как она была исполнена – никогда и нигде, кроме Томской филармонии, не исполнялось. Половина успеха этого грандиозного события – бесспорно, заслуга дирижера-постановщика.
К ярким событиям филармонического масштаба можно отнести первое исполнение в Томске симфонической фантазии Андрея Петрова «Мастер и Маргарита» (дирижер – Владимир Дорохов) в рамках XIV фестиваля Андрея Петрова с участием дочери и внучки композитора.
Исполнение современной музыки – важная миссия филармоний страны и Томской, в частности. В этом глубоко убеждена и директор Томской филармонии Наталия Чабовская, и художественный руководитель Томского академического симфонического оркестра – народный артист РФ Владимир Понькин. Владимир Александрович, кстати, и сам знаменит в роли первопроходца: под его началом было осуществлено много и российских, и мировых премьер академической музыки, написанной в XX и XXI вв.
Работа на будущее
«Музыка – не звук, а идея» – эту мысль приписывают Арнольду Шёнбергу. Скорее всего, Игорь Берендеев знаком с этим высказыванием реформатора музыки ХХ века, потому что, всё, что делает новый главный, точно укладывается в эту концепцию. Абонемент «Персоны», который был инициирован Берендеевым в минувшем сезоне – пример такого концептуального подхода. Казалось бы, абсолютно маркетинговый ход – любую фамилию на афише композитора ли, исполнителя ли можно «продать». И было кого «продавать» (!) – Паганини, Рахманинов, Чайковский, Прокофьев, Канчели – с одной стороны, Граф Муржа, Андрей Усов, Филипп Копачевский – с другой.
Но если приглядеться, если копнуть глубже, «Персоны» – это другое направление концертной деятельности оркестра и в целом филармонии. Не юбилей определяет программу (то есть традиционный подход), а мысль дирижера, его авторская интенция. Дирижер выступает в этом цикле тоже как персона, а не только проводник замысла композитора. Он через музыку отправляет свое послание «городу и миру». Вот почему так созвучны времени и нашему состоянию оказались «Стикс» Канчели (1994) и Шестая симфония Чайковского (1893). Прозвучавшие в один вечер, они заставили пережить катарсис в аристотелевском понимании этого термина, то есть музыка стала горнилом очищения души.
Есть и другой эффект «идейного» подхода – это знакомство с персональной (в буквальном смысле) манерой игры исполнителя. А это значит, что дирижер рассчитывает на думающую и сочувствующую аудиторию. И пусть таких слушателей, которые в состоянии оценить, чем отличается исполнение Графом Муржой Концерта для скрипки с оркестром Паганини или Филиппом Копачевским Второго фортепианного концерта Рахманинова, немного, но они есть, и, возможно, их станет больше. Это работа на будущее.
То же самое можно сказать и о концертах абонемента «Атмосфера» – это та же дирижерская мысль, облеченная в звук. В минувшем сезоне слушателям были предложены три разных стиля исполнения, три художественных мира ярких музыкантов – миры Ильи Гайсина, Константина Маслюка и Игоря Берендеева.
Из новинок абонементов уходящего сезона обязательно надо назвать два авторских дирижерских проекта: «История одного композитора» Дениса Немировича-Данченко и «Легенды о балете» Захара Никифорова. Первый стал интересен слушателю тем, что дирижер выступает в двух ипостасях – как исполнитель и как лектор-просветитель. Второй – это пример создания синтетических программ с использованием искусственного интеллекта в части визуального сопровождения (за это отдельное спасибо молодому специалисту Томской филармонии Екатерине Ивановой).
Время разбрасывать камни
Успех следует закреплять и развивать, иначе не будет движения, не будет прорыва и перехода на новый виток жизни. В этом смысле исполнение Кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева с участием Хоровой капеллы ТГУ и меццо-сопрано Надежды Гончарук в День славянской письменности и культуры – продолжение проекта «Седьмая. Шостакович. Концерт-действо». То есть продолжение линии на использование средств мультимедиа для создания концертных программ, обладающих синергетическим эффектом.
Говоря о достижениях 79-го сезона, надо обязательно сделать акцент на техническом обновлении филармонии. Приобретение светодиодного экрана (заметьте, на внебюджетные средства филармонии!) – долгожданное и желанное событие. Визуализация такого абстрактного искусства, как музыка – дело сложное. Но, как точно заметила директор филармонии Наталия Чабовская, комментируя для прессы итоги сезона, она (визуализация) открывает большие перспективы в области экспериментов с видео и музыкой. Все концерты второй половины сезона прошли с использованием возможностей экрана.
– Расширение сети виртуальных концертных залов Томской филармонии, вплоть до ВКЗ в Приазовском районе Запорожской области – это еще один важный итог минувшего сезона, – говорит Наталия Чабовская. – На сегодняшний день наша сеть насчитывает 25 залов, где проводят не только концерты, но и филармонические уроки. Филармонические уроки в ВВКЗ – лицензированные онлайн-уроки о симфонической музыке, знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра и с самим устройством оркестра. Мы подключили многие музыкальные школы, школы искусств, общеобразовательные школы региона.
На протяжении двух лет опытом томичей в части развития системы Виртуальных концертных залов активно интересуются коллеги всей страны. Интерес российских коллег стал повышенным после победы Томской филармонии на всероссийском конкурсе «Лучшая практика ВКЗ» в 2023 году. В завершающемся концертном сезоне директор Томской филармонии Наталия Чабовская стала спикером двух крупных мероприятий, посвященных развитию Всероссийского виртуального зала: на XVIII Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета (Сочи) и Открытого регионального семинара-практикума «Стратегия развития Виртуальных концертных залов как эффективный инструмент продвижения академического музыкального искусства» (Красноярск).
Что касается виртуальной жизни филармонии, то она настолько стала заметна, что была отмечена на различных уровнях компетентными специалистами. Во-первых, Большую оркестровую премию «440 Герц» получили два артиста Томского академического симфонического оркестра – Антон Юрченко (концертмейстер группы виолончелей) за исполнение соло в сюите «Спящая красавица» П.И. Чайковского и Захар Никифоров (концертмейстер группы валторн) – за исполнение соло в произведениях Брукнера и Моцарта в концертной программе 3 декабря 2023 года. Кроме того, за многолетний вклад в развитие музыкального искусства и в связи с 50-летием творческой деятельности диплом премии «440 Герц» был вручен солистке Томского академического симфонического оркестра Екатерине Лаптевой (арфа). Во-вторых, опыт органных онлайн-концертов, которые проводит Дмитрий Ушаков, оказался в центре внимания музыкантов всей страны – органист Томской филармонии принял участие в форуме Союза концертных организаций России в рамках органной секции.
Что стоит за техническими новинками? Следование моде или ответ на вызовы времени? Ответить на эти вопросы можно фразой из Ветхого Завета: наступило время разбрасывать камни, то есть действовать согласно изменяющемуся времени. Поэтому Томская филармония специально создает проекты, ориентированные на школьную и студенческую аудиторию, то есть формирует свою будущую постоянную аудиторию. А разговаривать лучше на одном языке, с учетом и веяний моды, и технических достижений.
Поэтому гастроли симфонического оркестра в Кожевниковском районе с проектом «Роман с оркестром», и появление нового концерта в этой линейке – «Роман с оркестром. «Война и мир» – все это звенья одной цепи, всё это стратегическая линия в работе с молодежной аудиторией, прежде всего, с держателями «Пушкинских карт», а, значит, по исполнению государственного задания. Приятно отметить, что такой сложный многонаселенный проект «Роман с оркестром. «Война и мир» дважды прошел с аншлагами в Большом концертом зале под занавес учебного года. Кроме того, этим проектом филармония завершила абонемент «Литература в музыке».
Концертом-перформансом «Гоголь в музыке» (дирижер – Владимир Дорохов), проведенном в стенах Томского государственного университета, Томская филармония начала новый для себя эксперимент. Она вышла за границы своей территории и перешла к активной наступательной фазе в «завоевывании» нового зрителя и нового пространства. Ведь концерт состоялся в рамках Всероссийского фестиваля искусства и чтения «ТОМ». Филармония впервые приняла участие, причем, сразу в трех форматах – концертом, лекцией и продажей абонементов.
Гастроли Донецкого духового оркестра, выступление органиста Донецкой филармонии Александра Хмарного и участие в концерте ко Дню независимости детского хора из Мелитополя – стали в минувшем сезоне важными политическими шагами Томской филармонии по укреплению творческих связей с коллективами новых территорией России.
Капитаны культуры
Как не затеряться малым коллективам и солистам на фоне большого симфонического оркестра? Примерно так звучал вопрос, на который ответила музыковед, заведующая камерно-концертным отделом Томской филармонии Василина Сыпченко. И стала победителем во всероссийском конкурсе креативных менеджеров «Капитаны культуры». В итоге – она вошла в команду руководителей учреждений культуры.
Еще одним «Капитаном культуры» стала маркетолог учреждения Наталья Потемкина благодаря своему проекту по работе с волонтерами. Волонтерство – это тренд времени, в который Томская филармония успешно встраивается.
Подводя итоги сезона, нельзя не назвать еще двух победителей. Премию губернатора Томской области в разных номинациях получили режиссер трансляций Венедикт Чечельницкий и концертмейстер группы валторн Захар Никифоров.
В сентябре 2024 года начальник отдела организации концертов Томской филармонии Людмила Попова вошла в «Лучший миллион Томской области» за организацию выступлений Сводного детского хора региона.
Среди других важных тенденций сезона следует отметить рождение новых творческих коллективов, отличающихся высокой мобильностью. В начале сезона был создан Хит-оркестр под руководством Владимира Дорохова, и с программой, рассчитанной на молодежную аудиторию, он выступил во всех районах региона в год 80-летия Томской области. Новый камерный ансамбль – квартет деревянных духовых инструментов «Альберо» (руководитель – Олеся Кожина) с тремя программами – для детей, подростков и взрослых – выступает не только в стенах филармонии, но и на самых разных площадках региона.
Струнный квартет «Фаэтон» под руководством Семена Промое, в этом году, отмечает свое пятилетие. Гран-при Международного многожанрового конкурса «Таланты великой страны-2025», I место на XII Международном музыкальном конкурсе GoodWin Art (Москва), I место и специальный диплом «За яркое исполнение произведения Д.Б. Кабалевского» на Открытом Всероссийском конкурсе-фестивале ансамблевой музыки им. Д.Б. Кабалевского (Томск), которые завоевал «Фаэтон» – свидетельство высокого профессионализма коллектива, в чем абсолютно не сомневается армия поклонников квартета. Особенно полюбился томским слушателям новый формат концертов-лекций «Музыка в деталях», который буквально стирает границы между публикой и исполнителями. Именно в таком формате прошел юбилейный концерт коллектива на Сцене БКЗ 20 июня.
Два молодых артиста Томского академического симфонического оркестра Даниил Легков (скрипка) и Григорий Франк (виолончель) стали победителями десятка конкурсов профессионального мастерства, а скрипач Легков выбран среди сотен российских деятелей культуры и искусств, работающих в регионах страны, стипендиатом Правительства РФ по итогам 2024 года.
Кстати, с малыми коллективами и солистами Томской филармонии томичи будут встречаться на программах филармонического фестиваля «Классическое лето». Концерты в формате опен-эйр станут прологом к юбилейному, 80-му сезону Томской филармонии.
… Но вернемся к теме фатума, с которого начинается Четвертая фа-минорная симфония Чайковского. Композитор, для которого тема судьбы стала сквозной темой творчества, заставил своего автобиографического героя сражаться с роком, не подчиняться неизбежности злой судьбы. Это отчаянное сопротивление обстоятельствам, попытки искать светлую перспективу в народном празднике – все это отчетливо слышалось в игре симфонического оркестра. Идея, заложенная Чайковским и усиленная политической повесткой дня, оказалась близка сегодняшнему слушателю. Четвертая симфония Чайковского произвела фурор в зале. Это было мощное высказывание на тему фатума. Между прочим, для самого Томского симфонического оркестра это произведение знаковое, оно всегда исполнялось на пике творческого подъема коллектива. Будем считать, хорошим знаком судьбы такой финал 79-го концертного сезона.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА, Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ